«Из некоторых политических ситуаций нет выхода — у них могут быть только последствия», — пишет в редакционной статье Times. Это в полной мере относится к ядерным авантюрам Пхеньяна, опасным и неуправляемым, ведущим к эскалации кризиса.
Не далее как в воскресенье Северная Корея провела шестые подземные испытания, на этот раз водородной бомбы, для которой, как утверждает режим, имеется и ракета-носитель. В ответ администрация Трампа заявила, что Пхеньян «напрашивается на войну».
И хотя о реакции самого Ким Чен Ына нам ничего не известно, это заявление Белого дома определенно взволновало союзников Америки в регионе.
В самом деле, любой просчет может теперь привести к войне. При этом ситуация выглядит патовой: удар по ядерным объектам Северной Кореи представляется американцам немыслимым, но и дипломатические усилия выглядят бессмысленными.
Этот ядерный кризис назревал давно, напоминает газета. Еще в начале 90-х, когда МАГАТЭ заявило о нарушениях Северной Кореей условий договора о нераспространении ядерного оружия, полуостров оказался на грани войны. Противостояние закончилось после того, как в 1994 году Пхеньян подписал договор, по которому должен был заморозить свою ядерную программу. Однако теперь нет сомнений, что режим пошел на обман и продолжил работу на ядерных объектах втайне.
В этом и кроется проблема: военный удар США по ядерным объектам Северной Кореи едва ли будет эффективным — хотя бы потому, что никто точно не знает, где они расположены. А у Пхеньяна наверняка есть на такой случай план ответного удара по Южной Корее и Японии.
Но аргументы против нанесения удара по Северной Корее не означают, что остается дипломатический путь. Режим, который пользуется уступками, продолжая при этом ядерную программу, несмотря на международное осуждение, не может рассматриваться как заслуживающий доверия партнер на переговорах. И все предыдущие американские администрации уже исчерпали лимит стратегического терпения перед лицом бесчисленных провокаций Пхеньяна.
Никто не знает наверняка, что на уме у северокорейского затворника, а риск того, что он совершит катастрофический просчет, весьма велик. Но отсутствие приемлемых вариантов отношений с Пхеньяном не должно быть поводом для отчаяния, скорее это требует реалистичного подхода, заключает газета. Как и во времена холодной войны, здесь требуется политика сдерживания и сделок.
В случае с Северной Кореей это означает ожидание и надежду — правда, ничем не гарантированную, на то, что режим смягчит свою позицию и станет менее угрожающим. Именно это произошло в свое время с Советским Союзом, да и Китай заметно изменился со времен деспотичного Мао Цзэдуна. Так что длительное выжидание может принести свои плоды, потому что ничто другое тут не поможет.