Рекордный за 4 года рост инвестиций в российскую экономику, который Росстат зафиксировал в первой половине 2017 года, является на треть плодом воображения статистического ведомства, утверждают эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) в очередном выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе».
По оценке Росстата, рост инвестиционной активности в РФ ускорился до 4,8% в годовом выражении. В общей сложности за январь—июнь бизнес потратил на капитальные вложения 4,3 трлн рублей. Между тем, из этой суммы 1,923 трлн рублей, или почти 30%, были получены Росстатом не напрямую, а с помощью «досчета» показателей, в частности от малого и среднего бизнеса, сообщает Finanz.
Как поясняет ВШЭ, это инвестиции, которые «не наблюдаются прямыми статистическими методами». Именно в этом, не наблюдаемом секторе и был зафиксировал инвестиционный бум — объем вложений подскочил на 14-15%.
Если же не учитывать эти цифры, а опираться только на подтвержденные данные из отчетности компаний, которую те напрямую предоставляют в Росстат, то рост инвестиций будет вдвое меньше заявленного — лишь 2,4%, подсчитали эксперты.
При этом «наглядно проявляется перекос» инвестиционной активности в сторону тех секторов экономики, которые заняты извлечением из недр минеральных ресурсов и их транспортировкой за рубеж, говорится в обзоре. Так, суммарно инвестиции в добычу полезных ископаемых (1,238 трлн рублей) почти вдвое превысили то, что было вложено во всю остальную промышленность вместе взятую (716,4 млрд рублей).
В производство пищевых продуктов было вложено почти в 10 раз меньше, чем в нефте- и газодобычу — 75 млрд рублей против 716. Инвестиции в сельское хозяйство упали на 7,2%, до 140 млрд рублей. Вложения в модернизацию тепло- и энергосетей были урезаны на 10,5%, до 251,9 млрд рублей; в системы водоснабжения и канализации — рухнули более чем вдвое. В производство одежды, несмотря на планы импортозамещения, было вложено всего 4,2 млрд рублей, или 0,12% от общего объема инвестиций.
Для того, чтобы вкладываться в развитие бизнеса, модернизировать мощности и расширять производство, у бизнеса нет ресурсов: прибыль в несырьевом секторе экономики за I полугодие обвалилась на 10,9%, а банковские кредиты не смогли компенсировать этот спад. Объемы кредитования «лишь замедлили свое падение — с минус 7% относительно того же периода прошлого года в первом квартале до минус 1,6% во втором», констатирует ВШЭ.