Изначально партнеры рассчитывали, что трубу стоимостью 9,5 млрд евро на 30% оплатят участники проекта, включая «Газпром». Эти деньги — 2,9 млрд евро — уже поступили на счета швейцарской Nord Stream AG.
Оставшиеся 70% планировалось привлечь в виде проектного финансирования — целевых банковских кредитов.
Но уже ясно, что найти всю сумму не удастся, сообщил Зееле. Хотя закон о санкциях, принятый конгрессом и подписанный Дональдом Трампом, пока не запрещает такие сделки напрямую, в нем прописано, что президента США имеет право заблокировать активы и закрыть доступ к американской банковской системе для тех, кто инвестирует в строительство Россией экспортных трубопроводов.
Иными словами, над потенциальными банками-кредиторами Nord Stream подвешен «дамоклов меч». «Как бы мы не хотели этого избежать, придется подключать банки из Азии», — рассказал Зееле. А кроме того — российские кредитные организации.
По данным «Ведомостей», поиски денег на Nord Stream 2 в Китае идут с июня. Впрочем, об успехах на этом направлении пока ничего не известно.
Проектное финансирование, которое было заблокировано законом о санкциях, — это более выгодные и долгсрочные займы, которые должны были заменить часть долга «Газпрома» и вложения от партнеров, рассказывает аналитик Moody’s по нефтегазовому сектору Денис Перевезенцев.
По его словам, из-за санкций проект, который планировалось завершить в 2019 году, может быть задержан.
Та же угроза нависла над «Турецким потоком», предупреждает Перевезенцев: в его строительстве участвуют ряд зарубежных подрядчиков, которые сдают объекты «под ключ». А санкции запрещают не только денежные вливания, но и техническую помощь в строительстве.
Напомним, в июле Федеральное сетевое агентство Германии — ключевого партнера и главного получателя газа Nord Stream 2 — неожиданно отказалосьвыдавать разрешение на строительство инфраструктуры по приему топлива на своей территории.
Ключевые газопроводы-коннекторы, по которым газ потока должен поступать в общую систему ФРГ, не были включены в 10-летний план строительства газовых сетей в Германии со ссылкой на то, что Nord Stream 2 на данный момент — «ненадежный» проект.
«Немцы и так не были готовы дать добро продвижению проектов, связанных с «Северным потоком-2″, именно из-за неясности судьбы самого проекта в целом, поскольку пока нет договоренности между Европейской комиссией, регулятором газового рынка в странах ЕС, и Газпромом, — говорит партнер RusEnergy Михаил Крутихин. — Беда только в том, что, не дожидаясь никакого разрешения со стороны ЕС, в эти проекты уже вбухали гигантские средства, которые никогда не оправдаются».
Leave a Reply