Экономика Китая начинает буксовать по мере того, как подпитка в виде банковских кредитов сокращается, некогда дешевая рабочая сила требует повышения зарплат, а экспорт сжимается из-за укрепления юаня.
По итогам августа все ключевые показатели КНР не дотянули до прогнозов, сообщает Bloomberg со ссылкой на службу госстатистики.
Темпы роста промышленного производства замедлились с 6,4% до 6% — самого низкого уровня с декабря прошлого года и не оправдали ожиданий в 6,6%.
Объем капитальных инвестиций вырос на 7,8%, что стало худшим результатом более чем за 9 лет. В июле показатель составлял 8,3%, эксперты ожидали его замедления до 8,2%.
Скорость роста розничных продаж упала до 10,1% против 10,4% месяц в прогнозах и 10,5% месяцем ранее. Показатель августа стал минимальным с октября прошлого года.
Темпы роста экспорта рухнули 10% до 5,5% на фоне роста курса юаня до максимума за 21 месяц.
Китай страдает от резкого замедления кредитного импульса — то есть скорости, с которой в экономику поступают денежные вливания в виде нового долга, отмечают аналитики UBS. По их оценке, на июль кредитный обвал достиг 14%. Это рекорд среди всех крупнейших экономик мира.
Китайское руководство оказалось зажатым между молотом и наковальней, объясняют эксперты Центра макроэкономических исследований Сбербанка России. С одной стороны, долговая нагрузка в целом по экономике достигла 300% ВВП, ежемесячно Китай потребляет от 0,6 до 1,2 триллиона юаней новых кредитов, а стоимость его обслуживания достигает 10% ВВП.
С другой стороны, отказ от кредитной подпитки грозит банкротствами и замедлением экономического роста.
Каждая четвертая компания Китая, имеющая листинг на бирже, функционирует по принципу финансовой пирамиды: денежный поток не покрывает расходов на оплату процентов по займам, и для обслуживания долга приходится привлекать новый долг, показало исследование Reuters.
В большинстве своем компании-зомби — это госкомпании, их суммарный долг достиг 11 триллионов долларов, говорит главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова. В основном это промышленный сектор (угледобыча, металлургия, алюминиевые и стекольные заводы), где 35% всех предприятий убыточны.
«Правительство Китая, осознавая угрозы, исходящие от таких компаний-зомби, разработало план, согласно которому госкомпании должны сократить избыточные мощности на 10% и закрыть 345 зомби-компаний к 2020 г. Однако считается, что сокращение мощностей на 10% будет означать потерю 4,3 млн рабочих мест и $24-73 млрд. дополнительных затрат для правительства, что может вызвать социальные волнения, что в свою очередь ставит под вопрос возможность реализации такой программы действий», — говорит Орлова.
Ждать резких изменений в китайской экономической политике сейчас не следует, считают в ЦМИ Сбербанка: до съезда компартии осенью каких-либо решений приниматься не будет. В долгосрочной же перспективе китайской экономике грозит неизбежное замедление до темпов роста около 3% в год, передаетFinanz.ru.