Несмотря на то, что самая продолжительная за 20 лет рецессия в России формально завершилась, перспективы экономического роста остаются «ограниченными»: экономика «недостаточно диверсифицирована», экспортирует преимущественно сырьевые товары, страдает от закрытого доступа к рынкам капитала, а также имеет «значительные проблемы в институциональной и регулятивной сфере», констатирует агентство.
«Низкие цены на сырьевые товары будут оказывать давление на перспективы долгосрочного роста российской экономики, которая характеризуется концентрацией на добывающих отраслях», отмечает S&P.
По прогнозу агентства, темпы роста ВВП России составят 1,8% по итогам текущего года, 1,6% — в следующем году, а в 2019-20 гг — не более 1,7%, что почти вдвое ниже среднемировых.
Темпы роста экспорта не превысят 3% в год, а прямые иностранные инвестиции будут сокращаться на сумму, равную 1% ВВП каждый год вплоть до 2020-го.
Дефицит бюджет расширенного правительства более чем вдвое превысит официальный прогноз и составит 2,9% ВВП в следующем году и 2,4% в 2018-19 гг. Рубль к концу года ослабеет до отметок выше 60 за доллар, а средний курс в следующем году составит 62 рубля.
Перспективы развития омрачают «доминирующая роль государства в экономике», доля которого в ВВП выросла с 35% до 70% и «плохая демографическая ситуация» с падением доли трудоспособных граждан до минимума за 70 лет к 2030-му году, говорится в обзоре агентства.
Закон о санкциях, принятый в США летом, «не окажет немедленного негативного влияния», однако в долгосрочной перспективе он «может подорвать усилия правительства России, направленные на диверсификацию экономики» и развитие несырьевого экспорта, который бы сделал валютные доходы страны менее зависимыми от колебаний цен на нефть. В базовом сценарии санкционный режим против РФ сохранится как минимум до 2020 года, прогнозирует S&P.
Не просматривается и перспектив кардинального улучшения бизнес-среды в РФ, в том числе судебной системы и правоприменения: «правительство удерживает ключевые доли <…> во многих секторах экономики», «система сдержек и противовесов — слабая, уровень централизации власти — высокий». «Централизация усилилась после недавних ограничительных действий в отношении независимых средств массовой информации, а также роста ограничений на реальное участие (населения) в политическом процессе», — говорится в релизе S&P.
«Неустойчивой» остается ситуация в банковском секторе, где более 20% всех выданных кредитов являются проблемными, а на поддержку тонущих банков уходит 2% ВВП. Продолжит сокращаться и приток валюты по текущему счету — с 2% ВВП в 2016 году до 1,4% в 2020-м. На погашение внешнего долга при этом будет уходить более 20% всех таких поступлений.
Для повышения суверенного рейтинга России требуется повышение уровня жизни населения, следует из оценки S&P: для этого рост ВВП на душу населения должен «достичь уровня, сопоставимого с уровнем стран аналогичного уровня экономического развития».