Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) во главе с Мартином Шульцем, наиболее мягкая к РФ часть политической фауны ФРГ, набрала 20,5%, показав худший результат с 1945 года.
Обрушив на Меркель ярость избирателей, недовольных притоком в Германию 1,3 млн мигрантов, третье место заняла ультраправая «Альтернатива для Германии» (AfD).
Результатом выборов станет развал правительства большой коалиции, в которую входили ХДС и СДПГ: лидер последней Мартин Шульц еще до публикации результатов выборов объявил о намерении уйти в оппозицию, заведомо отказавшись от любого портфеля в кабинете Меркель.
Сама Меркель, в свою очередь, исключила союз с ультраправыми, оставив себе единственную арифметическую возможность сформировать правящую коалицию — в нее должны войти либералы (Свободная демократическая партия Германии, 10,7%) и «зеленые» (8,9%). Обе партии заявили о готовности к переговорам.
Для России сценарий трехстороннего правительства — так называемой «ямайской коалиции» — наименее благоприятный из возможных, предупреждает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Федор Лукьянов.
«Партия «зеленых», без которой эта коалиция не может состояться, занимает очень твердую критическую позицию по всем темам, связанным с Россией, Украиной, Сирией, правами человека и демократией, «Северным потоком», — объясняет он.
Если «зеленым» достанется пост министра иностранных дел, это сулит новый виток напряженности, а «риторика МИД ФРГ станет более жесткой», считает Лукьянов.
Другой коалиционный партнер Меркель — лидер СвДП Кристиан Линднер уже высказался за продление санкций в отношении России. В понедельник он назвал «неприемлемым» предложение нынешнего главы МИД ФРГ Зигмара Габриэля перейти к смягчению санкционного режима в одностороннем порядке, «без соответствующих шагов Москвы».
«Для нас важна увязка санкций и готовности к диалогу», — заявил Линдер.
Наиболее тяжелым ударом по России может стать отказ Германии от поддержки строительства трубопровода Nord Stream 2, в который «Газпром» уже вложил почти триллион рублей. «Несмотря на то, что Германия поддерживает проект в настоящее время, такая поддержка не гарантирована в будущем», — отмечает кредитный аналитик S&P Александр Грязнов.
По его словам, позиция ФРГ может измениться в долгосрочной перспективе в связи с «политическими изменениями в регионе».
Leave a Reply