По его словам, финансовые власти напрасно праздную победу над инфляцией: зажимая кредиты для реального сектора экономики, ЦБ РФ сокращает скорость обращения денег — из-за этого замедляется рост цен, но страдает реальный сектор, недополучающий инвестиции.
Кредитный импульс в России — отрицательный, в этих условиях рост экономики исключен, а банковский кризис практически неизбежен. «В нынешней экономической реальности, когда мы видим близкий к нулю подъем ВВП, слабую производительность, а также снижение располагаемого дохода граждан и сокращение темпов роста кредитования, проблемы в банковском секторе неизбежны», — заявил Якобсен.
По его словам, экономические успехи первой половины 2017 года в России были вызваны ростом цен на нефть, но 60 долларов за баррель — предел для рынка. «При подъеме цены до этого уровня произойдет существенное увеличение добычи сланцевого газа и сланцевой нефти в США», — сказал Якобсен.
Долгосрочные перспективы еще мрачнее: ресурсы дешевой добычи на Ближнем Востоке остаются огромными, в то время как спрос на сырье будет снижаться, поскольку все больше стран в мире берут курс на электрификацию автомобильного сектора, объясняет он: «Китай задался целью пересадить своих граждан на электромобили к 2030 году. На топливо для транспорта расходуется 56% добываемой нефти, доля автомобилей в секторе транспорта составляет 39%».
По прогнозу Saxo, цены на нефть рухнут до отметки 30 долларов за баррель Brent и 22 доллара за WTI «в течение 13 месяцев, максимум — в течение двух лет».
В этих условиях с продолжавшимся почти два года трендом на укрепление рубля можно попрощаться: до конца года доллар подорожает до 61,25 рубля, а в следующем году будет стоить больше 64 рублей.
Самым неприятным в для России, впрочем, является угроза введения новых санкций со стороны США, считает Якобсен: до февраля Минфин Штатов подготовит проект запрета на инвестиции в российский госдолг, который в случае введения вызовет бегство спекулятивного капитала из рубля и облигаций федерального займа.
«Такой шаг ударит по экономике РФ больше, чем все предыдущие, вместе взятые», — предупреждает Якобсен: пока инвестиции в российский госдолг «впечатляют», но при малейших рисках отток будет «стремительным».
Leave a Reply