В базовом сценарии, который использует Минфин, цены на нефть упадут в 2018 году на треть с текущих отметок — до 40 долларов за баррель. Это «структурно сбалансированный уровень», который возможен «в отсутствие серьезных шоков в мировой экономике», цитирует прогноз Минфина ТАСС.
В этих условиях рост экономики РФ ускорится до 2,2-2,4% в год и будет сохраняться в этом диапазоне на протяжении 2020х и в начале 2030х годов.
Рубль же при таких вводных будет терять в среднем 10% стоимости каждые 5 лет: до 2020-го года средний курс доллара составит 64,2 рубля; в 2021-25 гг — 71,5 рубля, в 2025-30 гг — 77,1 рубля, а после 2031-го года достигнет 82,5 рубля.
Реальный эффективный курс рубля (с учетом разницы инфляции в долларах и рублях) будет «стабильным», подчеркивает Минфин.
При этом ползучая девальвация в номинальном выражении позволит увеличить доходы бюджета: тот же объем сырьевой валютной выручки будет конвертироваться в большую сумму рублевых налогов. Это позволит нарастить ежегодные нефтегазовые поступления на 3,4 триллиона рублей к 2035 году.
В результате дефицит бюджета будет снижен до 0,8% ВВП уже к 2020-му году и будет удерживаться на этом уровне. Ухудшить ситуацию может падение цен на нефть ниже 40-долларовой отметки — в этом случае для покрытия «дыры» в казне придется использовать средства Фонда национального благосостояния, которого, однако, хватит лишь на три года. Согласно прогнозу Минфина, в 2020-м он может быть исчерпан вслед за Резервным фондом, который обнулится уже в 2017 году.
Преодолеть отметку в 70 и даже 80 рублей курс доллара может значительно быстрее, если США усилят санкции против России и распространят их на инвестиции в российский госдолг, предупреждает управляющий директор «Арбат Капитала» Алексей Голубович. Запрет на такие вложения Минфину Штатов поручено подготовить к марту 2018 года.
За последние 1,5 года нерезиденты вложили в долговые бумаги правительства РФ 15 млрд долларов — чтобы понять, сколько стоил бы доллар без этого притока капитала можно достаточно вспомнить уровни, например, 2016 года, когда при нефти по 45 доллар подбирался к 70 рублям, напоминает Голубович.
Бегство иностранного капитала может поднять курс до этой отметки и при нефти по 50 долларов за баррель, говорит он.
До недавнего времени российские банки имели избыток валютной ликвидности — их собственные долларовые резервы превышали обязательства перед клиентами, отмечает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Но активный ввоз валюты на покрытие дефицита платежного баланса привел к тому, что эта «подушка безопасности», составлявшая около 40 млрд долларов в начале 2016 года, сожжена без остатка. «Свободной валюты у банков ноль», — говорит Порывай.
По его словам, на фоне рекордных за 2 года выплатах по внешнему долгу (19 млрд долларов) в декабре это может привести к дефициту валютной ликвидности на российском рынке.
Leave a Reply