В настоящий момент Nord Stream 2 не попадает под эти нормы, так как является морским трубопроводом, проходящим преимущественно в нейтральных водах. Морская часть трубы регулируется международным морским правом, участки на суше — законодательством России и Германии.
Поправки, предложенные ЕК, требуют, чтобы этот «правовой вакуум» был устранен: под общие нормы Третьего энергопакета, согласно нововведениям, попадут иностранные морские трубопроводы, а также газопроводы-коннекторы, по которым газ Nord Stream 2 должен поступать в единую газовую систему Германии и на другие рынки.
«Нашим приоритетом является создание хорошо диверсифицированного и конкурентного газового рынка. И нам также ясно, что проект «Северный поток — 2″ подрывает этот приоритет», — объяснил «Интерфаксу» руководитель департамента внутреннего энергорынка ЕК Клаус-Дитер Борхардт.
Чтобы стать законом, инициатива ЕК должна быть поддержана Советом Европы (то есть и Германией, заинтересованной в проекте). Но если поправки обретут силу закона, «Газпрому» придется передать контроль в Nord Stream 2 самостоятельной газотранспортной компании либо отказаться от проекта, сказал«Коммерсанту» юрист BGP Litigation Денис Дурашкин.
«В очередной раз придется искать <…> схемы передачи активов на баланс третьих компаний», — уточняет Анастасия Худякова из правового департамента Heads Consulting.
Впрочем, оба юриста признают: перспективы поправок неясны — они противоречат, например, Конвенции ООН по морскому праву, по которой юрисдикция государств не распространяется на нейтральные воды.
Над всеми проектами «Газпрома» висит угроза санкций США, напоминает аналитик Moody’s по нефтегазовому сектору Денис Перевезенцев: принятый летом закон дает президенту Штатов право заблокировать финансирование любых трубопроводов, которые Россия строит для экспорта сырья.
Это «ставит под угрозу партнеров, инвесторов, кредиторов и подрядчиков «Газпрома» и создает риски того, что строительство как Nord Stream 2, так и «Турецкого потока» будет задержано, говорит он.
Западные банки уже отказались финансировать строительство, в результате деньги придется искать в Китае, заявил в сентябре Райнер Зееле — глава австрийской OMV, которая вместе с еще четырьмя европейскими компаниями участвует в Nord Stream 2.
Проект держится за счет политической воли Германии, однако она не гарантирована, говорит аналитик S&P Александр Грязнов.
В июле Федеральное сетевое агентств ФРГ неожиданно отказалось выдавать разрешение на строительство инфраструктуры по приему газа на своей территории, сославшись на то, что на данный момент проект является «ненадежным».
«Немцы и так не были готовы дать добро продвижению проектов, связанных с «Северным потоком-2″, именно из-за неясности судьбы самого проекта в целом, поскольку пока нет договоренности между Европейской комиссией, регулятором газового рынка в странах ЕС, и Газпромом, — говорит партнер RusEnergy Михаил Крутихин. — Беда только в том, что, не дожидаясь никакого разрешения со стороны ЕС, в эти проекты уже вбухали гигантские средства, которые никогда не оправдаются».
Leave a Reply