Их отмена два года назад «бросила преступному режиму спасательный круг» — 100 млрд долларов инвестиций и доходов; сделка должна была способствовать «миру и стабильности».
«Но после того, как соглашение было подписано, агрессия Ирана только увеличилась», — заявил Трамп. Он добавил, что Тегеран продолжает поддерживать и финансировать «Аль-Каиду», «Талибан», «Хамас» и другие террористические сети, «сея террор и беспорядки на Ближнем Востоке и за его пределами». «Многократно» Тегеран нарушал условия соглашения, превышая лимиты на выработку тяжелой воды и закрывая инспекторам доступ к объектам. Само же соглашение было «одним из худших в истории США», поскольку «дает лишь короткую отсрочку до того момента, как Иран получит ядерное оружие», заявил Трамп.
«Как показал опыт Северной Кореи, чем дольше мы игнорируем угрозу, тем сильнее она становится. Мы сделаем все, чтобы Иран не получил ядерную бомбу», — заявил Трамп.
Для этого Белый дом намерен обратиться к конгрессу с целью модицифировать закон об отмене санкций. Если же «приемлемое решение не будет найдено, соглашение будет аннулировано», заявил президент США.
Суть предложения Трампа в том, чтобы внести поправки в закон, регламентирующий контроль за выполнением Ираном сделки по атому, обозначив в нем так называемые критические точки, при пересечении которых в отношении Тегерана будут автоматически возобновлены санкции, объяснил глава госдепа США Рекс Тиллерсон.
По его словам, в ответ на объявление Трампом о несоблюдении Ираном СВПД у конгрессменов будет три варианта действий: не делать ничего (в этом случае Трамп может отменить сделку самостоятельно); возобновить санкции, а также третий вариант, который и предлагает администрация.
«Он подразумевает внесение поправок в INARA (Iran Nuclear Agreement Review Act — документ, дающий Конгрессу право пересматривать соглашения, заключенные «шестеркой» и Ираном) и добавить в него четкие критические точки: если Иран пересекает эти критические точки, то санкции автоматически вводятся вновь. Никаких дополнительных действий при этом больше не нужно будет предпринимать — санкции просто автоматически будут введены заново», — объяснил руководитель внешнеполитического ведомства.
Он также уточнил, что эти критические точки будут касаться «не только непосредственно ядерной программы Ирана, но и таких вещей, как его ракетная программа».
Кроме того, по словам госсекретаря, Трамп хочет добиться того, чтобы ограничения в отношении Ирана на разработки в сфере атома были бессрочными. «Эти поправки помогут оставить в силе СВПД», — объяснил Тиллерсон.
Реакция ЕС и России
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила, что США в одностороннем порядке не могут выйти из соглашения, так как оно закреплено резолюцией Совета Безопасности ООН. По ее словам, сделка по иранскому атому не является двусторонним соглашением или международным договором. «Это приложение к резолюции Совета Безопасности ООН, которое было принято единогласно. Ни одна страна мира не может разорвать резолюцию», — передает ее слова Reuters.
Могерини также считает, что исполнение Ираном положений соглашения подтверждено МАГАТЭ. «Мы отвечаем за сохранение соглашения ради нашей коллективной безопасности», — сказала она.
У России позицию США вызывает «сожаление», заявил «Интерфаксу» замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
«Получается так, что Вашингтон в целом берет курс на ревизию Совместного всеобъемлющего плана действий. Это следующий шаг, следующий, далеко идущий импульс деструктивного характера, свидетельствующий о том, что наши американские коллеги в общем довольно легко относятся к вопросам, требующим гораздо более глубокого, серьезного осмысления в плане оценки того, что может произойти в результате применения подобного рода приемов», — сказал он.