В конце ноября в Израиле появятся новые деньги

В конце текущего месяца Банк Израиля начнет вводить в обращение две оставшиеся купюры новой серии – 20 и 100 шекелей.

В новой серии купюр, в соответствии с нынешними веяниями, на израильских деньгах печатают портреты не государственных мужей (и жен), а заслуженных деятелей поэтической культуры.

Аверс 20-шекелевой купюры украсит лицо Рахели Блувштейн — она же «поэтесса Рахель», уроженка Саратова, купеческая дочь, в 19 лет уехавшая в Палестину (в 1909 году). Она поселилась на берегу Кинерета, занималась сельским хозяйством, учила иврит. Через десять лет она начала писать стихи на иврите — в основном посвященные Израилю и еврейскому народу. Ее стихи стали классическими, многие из них положены на музыку. Поэтесса Рахель прожила недолго — она скончалась в 1931 году от туберкулеза.



Сама купюра красного цвета, на передней стороне также будут нарисованы пальмовые листья и напечатан отрывок из стихотворения «Кинерет». На задней — пейзаж с видом на озеро Кинерет.

 

На банкноте достоинством в 100 шекелей будет изображен портрет поэтессы Леи Гольдберг, которая родилась в 1911 году в Кенигсберге в семье литовских евреев. В Палестину переехала в 1935 году. Жила в Тель-Авиве, участвовала в литературном сообществе «Яхдав», которое возглавлял известный поэт Авраам Шленский.


Новые деньги сделаны из особой бумаги со сложным водяным знаком, а также снабжены контрольной разноцветной полосой с тремя «окнами», надписи выполнены различными видами чернил, включая рельефные и прозрачные чернила, на купюре имеются также цифры, сделанные при помощи отверстий – защищенность таких денег от подделки практически стопроцентная.

Изначально на новой серии планировалось поместить портреты Менахема Бегина, Ицхака Рабина, Шая Агнона и поэтессы Рахель. В результате от остальных кандидатов осталась только поэтесса Рахель, поскольку семья Менахема Бегина отнеслась к размещению его портрета на деньгах негативно, кандидатура Ицхака Рабина вызвала резкие возражения у большой части населения, и было решено сосредоточиться исключительно на поэтах.

Это тоже вызвало возмущение, на этот раз у восточных евреев. «Я сыт по горло видом одних лишь ашкеназов на моих деньгах. Ашкеназы на банкнотах, ашкеназы в Верховном суде — хватит уже!» — так высказался по одному из израильских телеканалов известный экономист Шломо Маоз. Он заявил, что нет недостатка в политических лидерах, выдающихся личностях или других важных персонах, достойных того, чтобы их портреты находились на купюрах. «Есть РАМБАМ, Моше Монтефиоре, Абарбанель, Спиноза и другие, — сказал он. — Нет никакой необходимости, чтобы там были только ашкеназы. Может быть, мы должны поместить на наши банкноты женщин — или героев-пожарных, которые погибли на горе Кармель. Они не менее достойны, чем поэтесса Рахель. Хватит уже! Я призываю руководителей разобраться в этом и положить этому конец!»

Однако Банк Израиля решил все же поместить на новую серию купюр исключительно поэтов и поэтесс ашкеназского происхождения.

Ранее в обращение были введены 50-шекелевая и 200-шекелевая купюры, на которых изображены поэты Шауль Черниховский и Натан Альтерман.