И хотя рекордно низкие значения госстатистика фиксировала 6 месяцев подряд, сами потребители этого не заметили.
Опрос, проведенный ЦБ, показал: если в первой половине года люди видели небольшие признаки замедления инфляции (ее наблюдаемый уровень упал с 14% до 11,9%), то во втором полугодии этот процесс почти остановился.
За лето показатель снизился всего на 0,6 процентного пункта, а в августе, сентябре и октябре россияне оценили инфляцию практически на одном уровне — 11,2-11,3%.
В результате разрыв между цифрой от Росстата и показателем, который получен из опросов населения, достиг рекорда: наблюдаемая инфляция выше официальной в 4,5 раза.
«Такую динамику нельзя назвать случайной», — отмечают в обзоре аналитики Райффайзенбанка: ухудшились почти все ключевые компоненты опроса ЦБ.
Инфляционные ожидания населения выросли второй месяц подряд — до 9,6% на горизонте год. Индекс потребительских настроений упал впервые за полгода как по оценке текущей ситуации, так и по ожиданиям на будущее.
Доля тех, кто заявил, что семейные расходы продолжают расти, увеличилась с 14% до 17%; доля тех, кому не удалось отложить ничего за последний месяц, выросла с 66% в августе до 73% в сентябре и 72% в октябре. Значения выше ЦБ фиксировал последний раз лишь в январе 2016-го, когда курс доллара превышал 80 рублей на фоне обвала цен на нефть.
Население отказывается видеть победу над инфляцией просто потому, что люди «пока еще не могут» в это «поверить», утверждает ЦБ.
«Обычному человеку сложно понять, как изменяется инфляция в целом», —объясняет позицию центробанка руководитель экспертной группы Департамента денежно-кредитной политики Банка России Зоя Кузьмина: так, цены на сахар, согласно статистике упали за год на 20%, а люди в ходе опроса заявили, что видят их рост.
«Этот результат подтверждает, что всем нам понадобится немного больше времени, чтобы привыкнуть к низкой инфляции», — делает вывод Кузьмина.
На деле это привыкание может не состояться никогда; инфляция от Росстата — это оторванный от жизни показатель, говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова: служба госстатистики традиционно мониторит узкую группу товаров, которая практически не учитывается потребителем на полках магазинов — это большая расфасовка продуктов без бренда, а не те упакованные товары, которые появляются на полках магазинов.
«Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем», — объясняют эксперты «Ромира».
От того, какой уровень инфляции рассчитает Росстат, зависит, например, объем индексации пенсий и социальных пособий. Каждый процентный пункт официально признанного роста цен требует увеличения расходов бюджета на 70 млрд рублей в год, говорил ранее глава Минфина Антон Силуанов.