Начало возрождения государства Израиля: Столетию декларации Бальфура посвящается

Подобно многим современным событиям, начало возрождения Израиля было связано с Первой мировой войной. 11 ноября 1914 года, когда Турция объявила войну Британии и Франции, страны Антанты поняли, что этот шаг неминуемо приведет Османскую империю к краху. Их представители  тут же начали договариваться между собой, как поделить принадлежащую ей территорию. Буквально в тот же день, 11.11.1914 года,  посол Франции М. Палеолог добился приема у российского императора Николая II и получил его согласие «на Сирию в обмен на проливы».

Англия тоже провела двухсторонние переговоры с Россией и Францией. Позднее результаты всех этих переговоров были оформлены в тройственном тайном соглашении Британии, Франции и России, известном как соглашение 1916 года Сайкса- Жорж Пико – Сазонова (дипломаты — авторы этого соглашения).

С. Сазонов, М. Сайкс, Ф.-Ж. Пико

Арабские националисты увидели в начавшейся войне возможность обретения независимости путем создания единого или федеративного арабского государства на всей территории Сирии, Месопотамии и Аравийского полуострова.  Их требования были изложены в Дамасском протоколе 1915 года, который обсуждался на встрече  британского комиссара в Египте МакМагона с  шерифом Мекки Хусейном. Результаты этих переговоров были представлены в письме МакМагона Хуссейну от 4 июля 1915 года.

Евреи — сионисты в крахе и последующем разделе Турции увидели реальный шанс на создание самостоятельного еврейского государства. Ответом евреям  стало письмо  министра иностранных дел Англии  лорда Артура Бальфура  от 2 ноября 1917 года, в котором вся  Палестина  была признана «национальным очагом»  еврейского народа. Этот документ вошел в историю под названием Декларации Бальфура.

Декларация Бальфура провозглашала:

Лорд А.Бальфур

«Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа, и приложит все усилия для содействия достижению этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране».

Само определение «национальный очаг»  вытекало из позиции Всемирной сионисткой организации, которая вплоть до Балтиморской программы 1942 года избегала называть своей целью создание еврейского государства. С такой позицией был категорически не согласен Жаботинский и вел против неё непримиримую борьбу вплоть до своей смерти в 1940 году.

Х.Вейцман и Ф. ибн Дауд

Соглашение Мак Магон -Хуссейн и Декларация Бальфура,  послужили основой переговоров,  состоявшихся  в 1919 году  между принцем Фейсалом ибн Дауда, будущим королем  Сирии, а потом Ирака, и будущим председателем Всемирной сионисткой организации  Хаимом Вейцманом в рамках послевоенной Парижской мирной конференции.

Достигнутые на тех переговорах результаты были использованы при выработке решения, принятого в 1920 году  в Сан Ремо Верховным Советом держав  Антанты, включенного затем в Сервский мирный договор, о границах  мандата Палестина.

В 1922 году это решение было зафиксировано в  Лозанском мирном договоре, который заменил Сервский договор, и в решении  Лиги Наций  от 1922 года  о создании мандата.

Однако уже весной 1921года  новый министр колоний Британской империи У.Черчилль решил в рамках ещё не утвержденного мандата создать для союзника Англии — эмира Абдаллы, второго сына изгнанного из Мекки короля Хуссейна, эмират к востоку от Иордана.

Под эмират Великобритания отдала ¾ территории подмандатной Палестины, на которой было запрещено селиться евреям. Этим шагом с лихвой  были выполнены  обязательства  относительно прав нееврейского населения Палестины.

Декларация Бальфура на самом деле не содержала ничего из того,  что ей приписали позднее. Не было в ней ни обещаний возрождения государства Израиль, ни, тем более, трансфера арабов и евреев. Да и вся та «Декларация» содержала всего 60 слов. Нашим предкам хотелось видеть в  Декларации Бальфура то, чего в ней, к сожалению, не было. А вот то, что в ней действительно было заложено.

Согласно соглашению Сайкса — Пико – Сазонова, Иерусалим и вся территория от берега Иордана до Средиземного моря оставались под международным контролем.

События 1917 года вывели Россию из этого соглашения. И за несколько дней до большевистского переворота англичане подписывают декларацию, в которой под видом удовлетворения естественных устремлений евреев обрести национальный очаг включают в зону своего влияния без согласования с Францией часть Палестины к западу от Иордана.

Большевистское правительство, несмотря на крайне тяжелую обстановку у себя в стране, почти тут же отреагировало на этот поступок Великобритании публикацией в декабре 1917 года тайного соглашения, которое с тех пор стало называться соглашением  только Сайкса-Пико. Раскрыв содержание соглашения, они скомпрометировали англичан не только сообщением о самом существовании такого тайного соглашения, но и тем, что вскрыли обман одной из сторон.

Какими бы хорошими намерениями ни была продиктована декларация Бальфура, но именно она положила начало одновременно двум негативным процессам: арабо-еврейскому конфликту и расколу в сионистском движении. То есть, конфликт, продолжающийся до сих пор, возник ещё за 30 лет до принятия резолюция ООН о создании в западной Палестине двух государств: еврейского и арабского.

Предполагая такое развитие событий, сионисты начали переговоры с арабами ещё до Первой мировой войны. Сионистский лидер Хохберг в июне 1913 года подписал соглашение о создании в Палестине «еврейского национального очага» с президентом арабского Конгресса Абд уль Хамид Яхрави, который заявил, что и мусульмане, и христиане испытывают самые лучшие чувства по отношению к евреям.

И все резолюции, в которых упоминаются права и обязанности сирийцев, относятся также и к евреям. То есть, евреи рассматривались только представителями одной из конфессий в возрожденной Сирии. Этим исключалась возможность не только создания суверенного еврейского государства, но даже существование политической автономии евреев.

Раскол же в сионистском движении произошел из-за того, что сторонники Вейцмана увидели в Декларации Бальфура  все необходимые политические гарантии, и поэтому считали целью сионистской деятельности сельскохозяйственную колонизацию Палестины в качестве базиса для «национального очага». Жаботинский же требовал усиления в деятельности сионистов политической составляющей. Кроме того, он настаивал на распространении гарантий еврейской государственности «на обоих берегах Иордана».

Сторонники Вейцмана в своей внешнеполитической деятельности полагались исключительно на дипломатические методы, в то время как Жаботинский настаивал на силовом давлении, как на мандатные власти, так и на палестинских арабов.

В результате до сих пор созданный тогда «базис» лишен политических гарантий. По этой же причине в те годы не было и массовой эмиграции. В иные годы не выбиралась даже установленная англичанами квота.

Офицеры британских войск, которые занимались местным управлением, не только не считались с декларацией Бальфура, но и проявляли откровенную враждебность к палестинским евреям, которых прямо называли «еврейскими большевиками». Они обсуждали в своей среде «Протоколы сионских мудрецов» и противодействовали развитию еврейского самоуправления. Такое отношение, естественно, не могло пройти мимо арабских лидеров, которые и так враждебно восприняли английский мандат.

Д.Ллойд-Джордж и У.Черчилль. 1920-е гг

Чтобы ублажить их Британия ограничила еврейскую иммиграцию, не создавая при этом никаких осложнений иммиграции арабской. Об этой позиции британских властей израильский историк Шмуэль Эттингер написал, что «Белая книга Черчилля» стала первым шагом англичан на пути к умиротворению арабов за счет евреев».

Тем временем палестинские евреи пребывали в благодушных мечтах об установлении дружбы с арабами. Ведь они несли мусульманам свет просвещения, и рассчитывали получить в знак признательности все возможности для строительства собственного национального очага, тем более что права евреев на владение территорией своей исторической родины ислам тогда ещё не оспаривал. К сожалению, этим мечтам не суждено было сбыться — выяснилось, что главными в жизни арабского сообщества были совсем иные мотивы.

В Иерусалиме антисионистские демонстрации начались еще 27.2.1920 года. Порядка тысячи арабов во главе с мэром Мусой аль-Хуссейни протестовали против декларации Бальфура. Среди лозунгов были призывы убивать евреев. Арабские магазины закрылись в знак протеста против планов превращения Палестины «в еврейскую национальную родину».

Хеврон. Мемориальный музей жертв погрома 1929 г.

Англия предпочла роль верховного цивилизованного арбитра между дикими конфликтующими туземцами: арабами и евреями. Конфликты эти можно улаживать долго: когда по справедливости, а когда – по политической целесообразности. И беспорядки 1920 года, и погромы 1929 года, когда была уничтожена еврейская община Хеврона, произошли либо при подстрекательстве британской администрации, либо при ее очевидном попустительстве.

Итак, сложившуюся тогда ситуацию можно вкратце представить следующим образом.

Неизвестно, сознательно ли англичане обманывали арабов. Ведь условия, на которых арабы согласились стать союзниками англичан в войне с турками, были изложены в Дамасском протоколе,  принятым британским комиссаром в Египте МакМагоном 4 июля 1915года, а тайное соглашение о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке было подписано в 1916 году.

Полковник Т.-Э. Лоуренс

Лоуренс Аравийский, создававший армию из разрозненных отрядов бедуинов под предводительством Фейсала, мог не знать об этом соглашении — на то ведь оно и было тайным. Впервые арабы могли узнать о том, что за их спиной что-то затевается и, возможно, по инициативе евреев, из Декларации Бальфура.

Евреи поняли, что англичане их обманывают, и выполнения обещаний, содержащихся в декларации Бальфура, а главное, в обязательствах мандата, придется долго ждать. Тем не менее, сионисты были довольны тем, что на уровне правительства Его Величества хоть как-то зафиксированы их устремления и выражена готовность Великобритании содействовать осуществлению этих устремлений. К тому же у евреев никаких союзников не было, кроме евреев галута, – помощь могла прийти только от них. Жаботинский старался сплотить их, издавая газеты и журналы, создавая еврейские организации в разных странах. Наиболее известным стал созданный им в 1923 году «Бейтар».

Арабы предпочли вместо выяснения отношений с англичанами излить своё возмущение на практически беззащитных еврейских поселенцев. Поскольку англичане продолжали обещать арабам и даже что-то делать для них, арабы на протяжении десятилетий сохраняли лояльность по отношению к ним. Французов же, которые им, во-первых, ничего вообще не обещали, а, во-вторых, вели себя по отношению к ним довольно жестко, арабы «задирали».

Марк Аврутин


источник

Израиль