Российская экономика продолжает терять отрасли высоких переделов, усиливая свой сырьевой крен.
За январь-сентябрь 2017 года статистически значимый рост показали те сектора промышленности, которые заняты извлечением на поверхность минерального сырья, сообщает в ноябрьском мониторинге РАНХиГС.
Объемы добычи полезных ископаемых в сентябре были на 1,11% больше, чем в конце прошлого года. В то же время обрабатывающая промышленность — фабрики и заводы, не связанные с сырьевой трубой, — осталась в зоне стагнации, показав плюс на грани погрешности измерений — 0,04%.
Ускорился обвал в российском машиностроении: за 9 месяцев объемы выпуска машин и оборудования рухнули на 6,5%. Производство электро- и оптических приборов сократилось на 1,6%.
Накопленным итогом с начала кризиса спад в машиностроении составляет почти 13% — настолько выпуск в сентябре 2017 года оказался ниже показателей июля 2014-го.
Бурный рост за время рецессии, санкций и обвала цен на нефть, смогла показать лишь химическая промышленность (на 27%), в целом же фабрики и заводы сократили производство на 5,4%. Этот не спад не удалось компенсировать даже усиленной добычей нефти, газа и угля (+4,9% за три года). В целом промышленность остается в минусе почти на 2%, если оценивать ее по той же методолгии, которая действовала до ноября 2016 года, подсчитали в РАНХиГС. Тогда, напомним, президент РФ Владимир Путин поручил ускорить экономику до темпов выше мировых, а Росстат перешел на новую методологию: добавив к промышленности производство танков, оружия и кондиционирование воздуха, ведомство пересмотрело оценки, и спад на 3% за два года превратился в рост на 1,2%.
Впрочем, даже при обновленной методике, большинство отраслей в 2017 году показывают нулевой рост, отмечают в РАНХиГС, а прогнозы ускорения ВВП от Минэкономики «не находят однозначного подтверждения»: явных драйверов роста в обрабатывающем секторе на данный момент немного».
Российская экономика в целом вернулась на прежние рельсы потребления за счет нефтедолларов, констатирует главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова: в первом полугодии на 4,1% выросла добыча полезных ископаемых и на 3,5% — потребление домашних хозяйств.
В добычу и транспортировку углеводородов, а также розничную торговли уходят и все инвестиции, отмечает Орлова: в добыче их рост составил 7%, в транспорте (за счет трубопроводов) — 6,5%, в торговле — 8,6%. Обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство зафиксировали продолжение инвестиционного спада (на 3,8-7,2%).