20 ноября на Украине должно заработать Государственное бюро расследований. Для его создания у властей было пять лет. Но за этот срок бюро появилось лишь на бумаге.
Государственное бюро расследований (ГБР) Украины должно полноценно заработать с 20 ноября 2017 года. Именно в этот день пять лет назад вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс (УПК). В нем предусмотрено, что через пять лет после вступления в силу УПК, Генеральная прокуратура Украины (ГПУ) теряет функции следствия и с этого момента будет лишь поддерживать обвинения в судах.
На бумаге ГБР уже существует
Часть дел по расследованию случаев коррупции в высших эшелонах власти Генпрокуратура — в соответствии с УПК — уже передала Национальному антикоррупционному бюро Украины (НАБУ). Другие дела высокопоставленных госслужащих, депутатов, судей, правоохранителей и военных ГПУ должна передать новому правоохранительному органу — Государственному бюро расследований. Украинское ГБР задумывалось как аналог американского ФБР для расследования резонансных дел и преступлений госчиновников. И вот пятилетний срок истек, а воз и ныне там.
Правда, на бумаге ГБР уже существует. Своим постановлением правительство создало его еще в ноябре 2015 года, тогда же был утвержден и состав комиссии, которая должна на конкурсной основе выбрать директора ГБР и его замов. Но конкурс пока так и не завершен. Год назад конкурсная комиссия отобрала 19 финалистов, и на этом ее работа остановилась. Соответственно, как заявляет генпрокурор Украины Юрий Луценко, 20 ноября прокуратуре некому передавать семь тысяч уголовных дел в отношении госчиновникам.
Один из разработчиков нового УПК, юрист Александр Банчук бьет тревогу. «ГБР не создано, у следователей прокуратуры, согласно УПК, уже не будет полномочий (вести следствие. — Ред.), поэтому этим придется заниматься прокурорам. Это резко затормозит любое расследование, потому что на прокуроров навешают дополнительные дела, которые должно вести так и не созданное Госбюро расследований «, — прогнозирует Банчук.
Политика мешают созданию ГБР
Эксперты объясняют промедление с завершением конкурса исключительно политическими причинами. «Две политические силы — «Народный фронт» и «Блок Петра Порошенко», представители которых являются главными фигурами в конкурсной комиссии, не могут договориться относительно кандидата на должность директора ГБР, — объясняет Владимир Петраковский, эксперт программы по реформированию органов правопорядка в организации «Реанимационный пакет реформ». — Ни один из тех, кто есть в списке, их полностью не удовлетворяет. Поэтому они не знают, что дальше делать в этой патовой ситуации».
Сейчас в списке претендентов на должность директора ГБР шесть кандидатов из органов прокуратуры, четыре — из Национальной полиции, три — от СБУ. Есть также судья, госслужащий из администрации президента, работник органов юстиции, чиновник налоговой службы и два профессора.
По мнению Петраковского, наиболее перспективными претендентами являются нынешний военный прокурор Анатолий Матиос и экс-помощник президента Алексей Горащенков. «Однако первого трудно контролировать, второй выглядит медийно слабым. Поэтому Петру Порошенко трудно сделать выбор», — констатирует Петраковский. Именно президент Украины, согласно закону, должен утвердить кандидатуры директора ГБР и его заместителя, отобранные комиссией.
Чтобы беспристрастно расследовать преступления чиновников, Госбюро расследований должно быть независимым органом. Однако, сетует эксперт Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк, власти полностью нивелировали идею независимости этой структуры. Конкурсная комиссия по отбору руководства ГБР, указывает Хавронюк, сформирована по квотному принципу из представителей правительства, президента и Верховной рады.
Для начала работы ГБР нужен еще год
«Власти сделали все, чтобы с 20 ноября Госбюро расследований было зависимым и не заработало, — отмечает эксперт. — Зависимая конкурсная комиссия не может выбрать независимого директора ГБР. На каждого из членов комиссии сейчас давит та или иная политическая сила. Поэтому надеяться на эффективную работу ГБР бесполезно». Хавронюк не исключает, что, в конце концов, если сейчас политики не договорятся, придется вносить изменения в закон о ГБР и откладывать начало его работы.
В самой конкурсной комиссии отвергают обвинения в политической ангажированности, уверяя, что справятся со своей задачей до 20 ноября. Как сообщил член комиссии Денис Монастырский, 16 ноября она соберется, чтобы окончательно проголосовать за кандидатов. «Директор и заместители будут выбраны и представлены на утверждение президенту», — убежден Монастырский.
По его выражению, отбор длился так долго не из-за политического давления, а из-за политической невнимательность к проведению конкурса. «Еще в декабре прошлого года мы могли завершить этот конкурс, но правительство все это время утверждало положение об использовании полиграфа при конкурсном отборе», — напомнил Монастырский.
По его словам, положение было утверждено лишь летом этого года. В то же время Денис Монастырский признает, что полноценно работать Госбюро расследований даже после избрания его руководства не сможет: «Нужен еще год для запуска бюро, поскольку там еще некому работать».
Наблюдатели настроены гораздо более скептически. Они уверены, что представители властей заблокируют конкурс и работу ГБР любым путем. «Прокуратура не хочет выпускать следствие из своих рук. Власти не хотят ломать систему, которая хорошо контролируется и всех их кормит. Всех все устраивает», — подвел итог Николай Хавронюк.