Общий объем незастрахованных рисков в целом по экономике превышает квадриллион рублей, говорит президент «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков.
В зоне экстремально низкого покрытия находятся риски аварий на транспорте, риски разрушения жилья и строений из-за природных катаклизмов, риски экологических катастроф. При этом в среднем по стране износ инфраструктуры превысил 50%, а, по оценкам Счетной палаты, лишь для того, чтобы остановить процесс стремительного ветшания основных фондов, ежегодно требуется 4 триллиона рублей, которых в бюджете нет.
В относительно «благополучной» ситуации находится только страхование урожая и та часть аварий на транспорте, которая приходится на легковые автомобили, но и в этих случаях объемы страхования кратно меньше, чем того требует ситуация, а риски покрываются далеко не в полной мере, говорится в исследовании.
При этом «большая часть рисков не страхуется вообще», констатирует «Эксперт РА». Наиболее свежий пример — киберриски.
Как итог «Россия не может позволить себе застраховать даже наиболее значимые риски, а страховая отрасль в свою очередь пр
осто не в состоянии покрывать совокупный риск экономики и общества», делает вывод агенство.
Отчасти ситуация объясняется тем, что население и бизнес не готовы страховаться: люди рассчитывают на то, что помощь в критической ситуации должно оказать государство, которое, однако, вмешивается лишь в критических случаях. Причем размер помощи зависит «не столько от реальных потерь, сколько от текущей политической конъюнктуры, активности СМИ и лоббистского давления».
«Страховые тарифы на большинство выделенных видов страхования находятся на запретительно высоком уровне», — говорится в исследовании. Отчасти это результат малых масштабов и недоразвитости страхового рынка: статистика по потенциально страховым случаям не ведется, у экономики нет систематизированного риск-профиля, а страховщики не в состоянии провести полноценные расчеты и сформировать актуальный состав рисков и покрытия.
Многие акционеры страховых компаний сейчас предпочитают не вкладывать в развитие компаний, так как в этом нет ни регуляторной потребности, ни потребности по бизнесу, констатирует президент АО «Российская Национальная Перестраховочная Компания» (АО «РНПК») Николай Галушин.
«Проблема, которая неминуемо встает перед нами, это риск достаточности капитала, — объясняет он. — Готов ли будет рынок при переходе на Solvency II (стандарт для страховых компаний, который вводит ЦБ — ред.) застраховать эту сумму в 1 000 трлн рублей активов? Я считаю, что это большой вызов, и мы можем столкнуться с существенной проблемой не в том, что инфраструктура рынка не готова к принятию на страхование таких объемов нового бизнеса, а именно в том, что делать потом с достаточностью капитала и каким образом акционеры будут реагировать на необходимость докапитализации компаний».