Британский военный министр начала 1960-х годов Джон Профьюмо известен своим романом с женщиной, в которой подозревали советскую шпионку. Но рассекреченные архивы британской контрразведки МИ-5 свидетельствуют, что у него была еще одна любовница и она шпионила в пользу нацистской Германии.
Согласно документам МИ-5, в 1930-х годах, когда Профьюмо учился в Оксфорде, у него была связь с немецкой моделью Гизелой Уайнгард (в девичестве Кляйн), которая впоследствии переехала в Париж и стала там германской шпионкой.
Сам Профьюмо сохранил с ней связь и писал ей письма и после того, как был избран в парламент.
Профьюмо известен тем, что в 1963 году он был вынужден уйти в отставку с поста военного министра из-за любовной связи с моделью Кристин Килер, которая, как выяснилось, была одновременно любовницей помощника военно-морского атташе при советском посольстве в Лондоне Евгения Иванова.
Какую информацию она передавала советскому дипломату и делала ли она это, — неизвестно до сих пор.
Однако сам факт того, что у министра от Консервативной партии была любовница, и подозрения контрразведки, что речь идет о шпионаже, вынудили Профьюмо уйти в отставку.
Кроме того, он признался, что изначально лгал в парламенте по вопросу о своих любовных связях, а согласно традиции, министры, пойманные на лжи другим парламентариям, уходят в отставку.
Он полностью ушел из политики. Всю свою оставшуюся жизнь он ни разу не сделал ни одного заявления о своей скандальной связи с любовницей советского дипломата.
Евгений Иванов был срочно отозван в Москву, где его жена потребовала развода.
После своей отставки Профьюмо в течение последующих 40 лет работал волонтером в благотворительной организации Toynbee Hall, помогавшей бедным на востоке Лондона, где, среди прочего, чистил уборные и мыл посуду.
Шпионка Гитлера
Но сейчас выяснилось, что в разгар скандала вокруг Профьюмо и его связей с любовницей советского атташе британская разведка МИ-6 передала контрразведке МИ-5 документы, из которых следует, что он был связан еще и с нацистской шпионкой.
Разведка, среди прочего, перехватила письмо Эдварда Уайнгарда, бывшего американского мужа Гизелы. Уайнгард после освобождения Парижа в 1944 году был начальником тюрьмы, в которой содержались коллаборационисты, среди которых была и Гизела. Он довольно быстро добился ее освобождения и женился на ней, но затем он обнаружил «письма сентиментального характера от Профьюмо».
До сих пор неизвестно, работала ли Гизела (тогда Кляйн) на нацистскую разведку, когда она встретилась с Профьюмо в Оксфорде в 30-е годы.
Известно, однако, что в 1935 и 1936 годах она была депортирована из Великобритании за то, что работала моделью без надлежащего на то разрешения. Кроме того, разведка получила сообщения, что в 1938 году у Гизелы были, как было сказано «интимные отношения» с военным атташе Германии в Париже.
В результате министерство внутренних дел Великобритании рекомендовало запретить ей въезд в страну.
Париж-Гамбург-Танжир
Гизела осталась в Париже и жила там во время немецкой оккупации. Она стала любовницей офицера германской разведки и даже родила от него ребенка. Кроме того, у нее были тесные отношения с немецким генералом.
После освобождения союзниками Парижа в 1944 году она оказалась в заключении вместе с другими коллаборационистами. Тюремным подвалом на рю Сюше заведовал американский военный немецкого происхождения Эдвард Уайнгард.
Затем Уайнгарды переселились на юг Франции, но в 1947-48 годах американская разведка обвинила их в том, что они скрывали одного из руководителей разведки нацистской Германии.
Чета бросила все и переехала в Танжир, на севере Марокко, где они работали на «Голос Америки». Но Гизелу в 1950 году оттуда уволили за ее «100%-ные про-германские убеждения».
Сам Джон Профьюмо во время войны служил с отличием в британской армии. Но при этом он время от времени поддерживал контакт с Гизелой.
Контрразведка перехватила одно из ее писем к Профьюмо, которое она отправила из Швейцарии, в надежде, что, так как это нейтральная страна, письмо обойдет цензуру.
В 1941 году Профьюмо рассказал МИ-5 о своих связях с Гизелой, сказав контрразведчикам, что они встретились в 1936 году, и что ему удалось ее очень близко узнать. Кроме того, что он служил в армии, он также был избран депутатом парламента.
По его словам, в разговоре с МИ-5 Леди Астор выразила мнение, что Гизела была шпионкой.
Насколько известно, Профьюмо и Гизела поддерживали связь до 1950-х годов, несмотря на то, что к тому времени уже было известно о ее сотрудничестве с нацистской разведкой.
В 1951 года она пыталась получить британскую визу, в чем ей было отказано. В документах говорится, что причиной отказа были ее попытки шантажа, хотя не сказано, в адрес кого именно.
В графе «поручитель» в прошении о визе написано имя Профьюмо.
Глава современной коллекции в Национальном архиве Великобритании доктор Стивен Туигги говорит, что, судя по всему, Профьюмо мог бы стать жертвой шантажа.
«Он переписывался с Гизелой Уайнгард в Танжире, где ее муж нашел его письма, написанные на гербовой бумаге Палаты представителей, — говорит он. — Этого было достаточно для того, чтобы вызвать обеспокоенность агентов МИ-6 в Танжире».
Не все однако согласны с тем, что Профьюмо можно было бы шантажировать.
Историк Ричард Давенпорт-Хайнс, автор книги «Английская интрига: секс, класс и власть в эпоху Профьюмо», напоминает, что «речь идет о человеке космополитичном, богатом, красивом и харизматичном, не скрывавшим информации о своей сексуальной жизни».
«Он был всего лишь заднескамеечником [на этот момент], и в 1950 году не представлял собой риска с точки зрения безопасности. На тот момент он также не был женат».
Как бы то ни было, историки отмечают удивительные параллели между этой историей, и скандалом, в результате которого Профьюмо ушел из политики.
Последствия скандала 1963 о связях Профьюмо с возможной советской шпионкой подорвали репутацию всего правительства Гарольда Макмиллана. Сам Макмиллан в результате ушел в отставку к концу того же года.
Консервативная партия не смогла тогда дистанцироваться от скандала, и на выборах 1964 года к власти пришла оппозиционная Лейбористская партия.
По мнению аналитиков, победе лейбористов во многом способствовал скандал вокруг Профьюмо.
Чтобы произошло, если бы тогда стало известно о его связях и с нацистской шпионкой, остается лишь гадать.