«Живем в атмосфере рестрикций, санкций. Но при этом извлекаем пользу из этого, при этом адаптируем нашу экономику и завершили процесс адаптации к этим условиям, таким образом, что удалось выйти из отрицательной динамики роста, по-русски говоря из траектории падения, и перейти в траекторию роста в подавляющем большинстве отраслей нашей экономики», — сказал Песков.
Он добавил, что многие отрасли российской экономики демонстрируют «очень убедительный рост», в том числе сельское хозяйство.
«Если вы возьмете наших фермеров, наших селян, то они были бы очень недовольны, если бы эти санкции сняли», — заметил Песков (цитаты по ТАСС).
Санкционный режим, введенный в отношении России в 2014 году после присоединения Крыма и удара по пассажирскому Boeing, пролетавшему над Донбассом, который запретил госкомпаниям и госбанкам занимать валюту за рубежом, отнимал у экономики 0,8% ВВП ежегодно, оценил в июне глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.
Несмотря на адаптацию к санкциям, они по-прежнему «будут оставаться чувствительными», вычитая каждый год по 0,5% ВВП, предупредил Кудрин. В третьем квартале темпы роста российской экономики замедлились до 1,8%, а в следующем году, по оценке Центра структурных исследований РАНХиГС, могут замедлиться практически до нуля.
Последствия ужесточения санкций, предпринятое конгрессом и администрацией Дональда Трампа летом, российское руководство до конца не осознало, заявил Кудрин в октябре.
По его словам, санкционный режим, который вступит в силу в конце года в рамках закона, подписанного Дональдом Трампом летом, — это «совершенно новый, качественно более жесткий вариант».
«Теперь любая компания мира, если она будет вести операции с этими российскими компаниями (попавшими в санкционный список), она попадет в этот санкционный список», — объяснил Кудрин.
Фактически США хотят запретить работать с подсанкционными структурами не только своим компаниям, но и «выставляют угрозу компаниям других стран», сказал Кудрин.
Самый неприятный для России пункт — это запрет на инвестиции в госдолг; доклад о целесообразности такого шага Минфин США должен подготовить к февралю. Если эта часть санкций будет принята, начнется бегство спекулятивного капитала из рубля и облигаций федерального займа, говорит главный экономист Saxo Bank Стин Якобсен.
«Такой шаг ударит по экономике РФ больше, чем все предыдущие, вместе взятые», — предупреждает он: за два года нерезиденты вложили в ОФЗ 25 млрд долларов, и эта сумма «впечатляет», но при малейших рисках отток будет «стремительным».