Прогноз по падению рубля на 10-15% перед Новым годом может стать реальностью. Дело в том, что российские коммерческие банки испытывают колоссальный дефицит валюты. такое же наблюдается и на наличном рынке. Пока же правительство РФ всеми силами старается удержать курс доллара выше 60.
Суммарно в результате кредитно-депозитных операций банковская система получила приток валюты в размере 1,1 млрд долларов. Но «поскольку основной приток пришелся на расчетные счета (под которые нужно держать большой объем высоколиквидных активов), ситуация с валютной ликвидностью не улучшилась», — рассказывает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.
За месяц валютные запасы банков, размещенные на корсчетах за рубежом, сократились на 1,1 млрд долларов; еще на 0,8 млрд долларов сжался портфель ликвидных валютных облигаций, которые банки держат на балансе.
Как итог на начало декабря собственные валютные резервы банковской системы РФ оказались меньше, чем обязательства банков перед их же клиентами. Иными словами, «подушка безопасности» российского валютного рынка, составлявшая около 13 млрд долларов в начале этого года и более 40 млрд — в январе 2016-го, была «съедена» полностью.
Чтобы покрыть оттоки и пополнить валютную ликвидность, банки третий месяц подряд распродают еврооблигации, отмечает Порывай: ВТБ, например, в декабре избавился от бондов Сбербанка на 460 млн долларов, выставив бумаги с погашением в 2019 году на аукцион.
«С начала декабря возникший дефицит валютной ликвидности транслировался в повышение ее стоимости на локальном рынке», — говорит Порывай: разница между ставкой RUONIA, определяющей стоимость необеспеченных рублевых кредитов овернайт, и ставкой валютного свопа, который позволяет занимать в долларах, взлетела почти 1,5 раза. Ее значение — 160 базисных пунктов — стало рекордным с декабря прошлого года.
Как и тогда, валюта уходит из страны на погашение внешних займов — за месяц банки и корпорации, по оценке ЦБ, должны вернуть 15 млрд долларов. Кроме того, в рекордном объеме (по 216 млн долларов в день) скупает валюту на рынке Минфин, а нерезиденты традиционно закрывают позиции перед окончанием года.
Отчасти уравновесить ситуацию помогают высокие цены на нефть: Brent на 13.55 мск стоит 63,8 доллара за баррель против 54 долларов год назад. В результате ситуация не такая напряженная, как в прошлом декабре: тогда базис RUONIA — валютный своп превышал 250 базисных пунктов, напоминает Порывай.
На поддержку рынку пришел российский Минфин: на прошлой неделе он разметил в банковской системе валютный депозит на 1 млрд долларов. Кроме того, о планах продать за рубли 6,25 млрд долларов объявлял Внешэкономбанк. Речь шла о средствах Фонда национального благосостояния, которые в хранит в ВЭБе правительство.
По всей видимости, ВЭБ выступил «неким балансом на рынке», говорит зампред правления Локо-банка Андрей Люшин: «не будет повышенного спроса на валюту, а значит и курс будет более стабилен».
В декабре чистый приток в РФ валюты по текущему счету составит 10-13 млрд долларов, оценивает Порывай. Этого хватит, чтобы покрыть покупки Минфина (3,5 млрд долларов) и погашение порядка 40% внешнего долга.
Ситуация, впрочем, может усугубиться из-за оттока на кредит китайской CEFC на 5 млрд евро, который может предоставить банк ВТБ. Он, напомним, согласился профинансировать выкуп китайцами приватизированных год назад акций «Роснефти» и катарского суверенного фонда QIA и швейцарского сырьевого трейдера Glencore.
Улучшение ситуации с валютной ликвидностью у банков стоит ждать в январе, говорит Порывай: если цены на нефть останутся около текущих отметок в страну за месяц придет 20-23 млрд долларов в виде профицита платежного баланса.
Leave a Reply