Чтобы поддержать курс доллара Кремль распродает Фонд национального благосостояния. Также Центробанк и Минфин подтягивают резервы и из других возможных источников. Правда все они уже к лету 2018 года иссякнут.
Евро опускался ниже 69 рублей (до 69,9375 рубля) и вплотную приблизился к новому минимуму за 1,5 месяца.
К началу декабря банковская система России оказалась в состоянии нехватки валюты, рассказывает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай: собственные резервы банков за рубежом упали до такой степени, что уже не покрывали полностью их же обязательства перед клиентами по расчетным счетам.
Стоимость валютной ликвидности на денежном рынке подскочила до максимума за год: спред между ставкой валютного свопа и RUONIA достигал 150 базисных пунктов.
Спасти рубль от слабости перед новогодними праздниками помогли долларовые вливания от государства: Минфин на прошлой неделе разместил на депозитах в одном из госбанков 1 млрд долларов.
Еще больше направил на рынок Внешэкономбанк, напоминает аналитик «Альпари» Владислав Антонов: по поручению Минфина ВЭБ конвертирует в рубли 6,25 млрд долларов — это деньги Фонда национального благосостояния, которые банк получил в качестве валютного депозита, когда оказался на грани дефолта в 2015 году.
Продажи ВЭБа нивелируют спрос на валюту со стороны крупных корпораций, которым в декабре нужно погасить 15 млрд долларов, говорит Антонов. Сделки проходят тайно: конкретные суммы и сроки не названы — вероятно, все объявят постфактум, «чтобы не пугать трейдеров», рассуждает он.
Дополнительный спрос на рубли исходит от экспортеров, которые продают валютную выручку под декабрьские налоговые платежи, говорит экономист Nordea Татьяна Евдокимова. «В понедельник пройдут выплаты по НДПИ, а значит экспортеры сегодня будут доформировывать рублевые резервы под данные платежи, что увеличит предложение валюты на рынке», — отмечает аналитик «Фридом Финанс» Богдан Зварич.
По оценке опрошенных Reuters экспертов, всего 25 декабря в сырьевые корпорации должны перечислить в бюджет 290-430 млрд рублей.