Бизнес и население России наращивают вложения в иностранную валюту.
Несмотря на рост цен на нефть, укрепление рубля и провозглашенную Кремлем победу над экономическим кризисом, предприятия реального сектора, а также граждане РФ в 2017 увеличили свои валютные вложения до исторического рекорда, сообщает в четверг «Комментариях о государстве и бизнесе» Высшая школа экономики.
На 2017 год объем наличной валюты у нефинансового сектора экономики достиг 54,6 млрд долларов — беспрецедентного уровня за всю современную историю России. За полгода эта сумма увеличилась на 7,4 млрд долларов, или 15%, а в годовом выражении — на 15 млрд долларов, или 37%.
Скупка валюты идет непрерывно с начала 2016 года даже в условиях падающих реальных доходов и роста курса рубля, констатирует ведущий эксперт «Центра развития» ВШЭ Сергей Пухов.
Причем если бизнес вынужден хранить средства в банках, то население делает выбор в пользу наличных долларов, отмечает заведующий Лабораторией финансовых исследований Института Гайдара Михаил Хромов.
Так, объем банковских вкладов в валюте сократился на 6% за январь-октябрь, или 333 млрд рублей в эквиваленте. Однако объем наличной валюты в обращении взлетел на 660 млрд рублей, или 11,3 млрд долларов.
Ставки по валютным депозитам близки к нулю, и люди выбирают наличные, чтобы избежать рисков, связанных с российской банковской системой: в первую очередь, это угроза отзыва лицензии, говорит Хромов.
В статистике центробанка операции по скупке валюты реальным сектором учитываются как отток капитала, напоминает Пухов из ВШЭ: за 11 месяцев этот показатель вырос почти в 4 раза и достиг 28 млрд долларов.
Но фактически люди и предприятия делают то же, что и российское правительство, которое запустило масштабную программу валютных интервенций в феврале, и к концу года купит около 14 млрд долларов на дополнительные нефтегазовые доходы бюджета.
В 2018 году объем операций будет увеличен в 3-4 раза, сообщил во вторник глава Минфина Антон Силуанов: при нефти выше 60 долларов за баррель правительство купит валюты на 2,8 триллиона рублей, или 45 млрд долларов.
В 2018 году «покупка наличной валюты нефинансовым сектором вряд ли сократится в условиях смены правительства и неопределённости экономической политики», считает Пухов.
В результате давление на рубль усилится как со стороны частного сектора, так и со стороны государства, предупреждает Пухов.
При этом баланс валютных потоков в следующем году ухудшится, считает он: расходы на импорт будут медленно нарастать, доходы от экспорта — стагнировать, а вложения нерезидентов в российский госдолг «могут сократиться, особенно в случае ужесточения западных санкций».
Leave a Reply