Китай покрыт огромными кредитами

Власти Китая продолжают накачивать экономику кредитами в попытке удержать ее от просадки и перевыполнить план Компартии.

По итогам прошлого года китайский ВВП ускорил рост впервые за 7 лет, сообщило в четверг Главное статистическое управление КНР: экономика прибавила 6,9% против 6,7% годом ранее.

Промышленность выросла на 6,6%, розничные продажи — на 10,2%. Темпы роста инвестиций, впрочем, замедлились — с 8,1% до 7,2%.

Если в 1990х китайское «экономическое чудо» обеспечивал рост численности населения и его переток из деревни в промышленные города, то теперь его поддерживает прежде всего хроническое увеличение долга, указывает аналитик Mercator Institute for China Studies Виктор Ши.

 В прошлом году каждый месяц долговое финансирование экономики увеличивалось на сумму от 1,1 до 3,7 трлн юаней.

Общий объем вливаний за год достиг 18,71 трлн юаней, или 2,8 трлн долларов, что эквивалентно почти двум российским ВВП: по данным TradeEconomics, показатель суммарного социального финансирования, отражающий кредитную эмиссию в КНР, за год вырос на 12%, до 174,65 трлн юаней (24,5 трлн долларов).

Проблема в том, что КПД китайского «долгового мотора» уже отрицательный, говорит Ши. По данным МВФ, соотношение долга к ВВП за 10 лет выросло вдвое — с 146% до 300%.

Экономика растет вдвое медленнее, чем долговая нагрузка; более того, экономический рост не покрывает даже расходы на обслуживание процентных платежей по накопленным долгам, подсчитал Ши: с июня 2016-го по июнь 2017-го этот разрыв составил 8 трлн юаней, или 1,2 трлн долларов.

Фактически Китай живет как большая финансовая пирамида, делает вывод эксперт: выплаты по старым кредитам происходят за счет привлечения новых. В 2016 году таком режиме функционировала каждая четвертая китайская компания, имеющая листинг на бирже, показало исследование Reuters.

В результате в бомбу замедленного действия превращается китайская банковская система, которая поддерживает на плаву нежизнеспособный бизнес, наращивая при этом объем плохих долгов на балансе.

По данным МВФ, дефицит капитала в банковской системе в случае кризиса составит 290 млрд долларов — больше, чем, например, ВВП Финляндии (237 млрд долларов).

Китайские власти осознают проблему: Си Цзиньпин говорил о необходимости отказа от политики «бесконечного кредитования» еще пять лет назад, в начале своего первого срока, напоминает главный аналитик ЦМИ Сбербанка Василий Носов.

Но это массовое банкротство компаний грозит не только замедлением экономического роста, но и массовыми банкротствами прежде всего малых и средних госкомпаний. Фактически Компартия находится между молотом и наковальней, говорит Носов.

Поддерживать прежние темпы больше нельзя — рост ВВП должен замедлиться до 3%, считает он: вопрос только в том, какой будет эта посадка — «мягкой» или «жесткой».

 

кредит наличными