Новый санкционный режим, вступивший в силу с 28 ноября, запрещает американским юрлицам предоставлять финансирование российским банкам и энергетическим компаниям на срок больше 14 и 60 дней соответственно (вместо 30 и 90 дней ранее).
Поскольку в России поставщикам нередко приходится ждать недели или даже месяцы между отправкой счета и получением оплаты, юристы западных компаний опасаются, что американский Минфин может расценить сделки как долговое финансирование, нарушающее режим санкций, рассказали источники Reuters.
Один из дистрибуторов Microsoft, российская Merlion, уже потребовала от включенных в санкционный список покупателей лицензий Microsoft оплаты в сжатые сроки, а в некоторых случаях — авансы, согласно ее уведомлению.
Второй дистрибутор Microsoft — компания RRC — уведомила клиентов в письме, что для заказчиков, находящихся в секторальном списке санкций США, «вводятся серьезные ограничения» на размещение и оплату заказов.
Оба дистрибутора в качестве причины ограничений новые правила, закрепленные законом о санкциях, который был подписан президентом США Дональдом Трампом 2 августа.
В Минфине США подтвердили опасения юристов, напомнив, что американские компании могут проводить операции с фирмами из секторального санкционного списка, только если срок оплаты товаров и услуг не превышает указанных в директивах сроков предоставления финансирования.
В противном случае физическое или юридическое лицо должно связаться с Офисом по контролю за иностранными активами (OFAC) «для получения лицензии или другого разрешения».
За несоблюдение санкций правительство США может оштрафовать на 250 тысяч долларов или в двойном размере неправомерной сделки, в зависимости от того, что больше. В случае если суд решит, что нарушение было преднамеренным, нарушителю грозит штраф в размере до 1 млн долларов, 20 лет в тюрьме, или оба наказания.
Что важнее, и сами компании, работающие с юрлицами из «черного списка», отныне попадают под санкции: если раньше закон лишь допускал такую возможность (в нем говорилось, что президент США «может ввести» санкционный режим), то теперь она становится обязательной («должен ввести»).
С целью защитить себя компании массово проводят проверки, чтобы выяснить, имеют ли их партнеры контакты с фирмами из санкционных списков, и в некоторых случаях прекращают эти отношения, рассказали Reuters осведомленные источники.
«Китайские компании даже стали запрашивать», — сказал источник, близкий к правительству и Кремлю.
Cама «стилистика написания санкций такова, что разобраться, что там написано, невозможно», констатирует экономист главный экономист Matrix Capital: «Для нормального инвестора нанимать команду юристов, чтобы разбираться, что можно, а что нельзя, нужны архирискованные проекты с очень большой отдачей».
В этих условиях внешний приток инвестиций в РФ будет ограничен, предупреждает он.