Документальный фильм о российском допинге номинирован на «Оскар

В число номинантов в категории «Лучший документальный фильм» попала американская лента режиссера Брайана Фогеля «Икар».

В съемках фильма принял участие бывший глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков. В кино рассказывается о запрещенных препаратах в спорте, в частности о системе поддержки допинга в России.

Фильм вышел в 2017 году, премьера состоялась 20 января на кинофестивале Sundance, где лента получила специальный приз жюри.

Сюжет

Режиссер Брайан Фогель в 2014 году намеревался снять документальный фильм о стероидах, используемых спортсменами, не подозревая о роли допинга в российском спорте. Будучи велосипедистом-любителем, он решил использовать препараты, повышающие работоспособность, во время тренировок для участия в гонке Haute Route, чтобы проверить, сможет ли он пройти антидопинговый тест. Для этого он попросил помощи у Дона Кетлина, директора допинг-лаборатории Олимпийского комитета США на базе UCLA. Учитывая возможные негативные последствия для своей репутации, Кетлин отказался участвовать в эксперименте. Однако Григорий Родченков, глава РУСАДА, с которым Кетлин познакомил Фогеля, согласился помочь. С его помощью Фогель начал экспериментировать с гормональными инъекциями и образцами мочи, которые впоследствии будут использоваться для тестирования.

В течение короткого периода времени отношения Фогеля и Родченкова стали доверительными. Главным итогом эксперимента Фогеля стало то, что Родченков имел в России свою собственную программу, чтобы помочь российским спортсменам использовать допинг, не будучи обнаруженными. В новостных сообщениях неожиданно появилось, что Роддченков был ключевой фигурой в государственной допинговой программе, во время Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Опасаясь за свою жизнь (в течение 10 дней скоропостижно скончались два функционера РУСАДА — председатель Исполнительного совета Вячеслав Синев и исполнительный директор Никита Камаев), Родченков с помощью Фогеля бежал в Соединенные Штаты. На камеру он засвидетельствовал схему обмена образцов мочи российских спортсменов, чтобы они не были идентифицированы. Свидетельство Родченкова было опубликовано New York Times, где он предоставил электронные таблицы, диски, электронные письма и более убедительные доказательства участия России. После этого интервью Министерство юстиции Соединенных Штатов предоставило Родченкову охрану. Адвокат Родченкова, Джим Уолден, мельком появляется в фильме, рассказывая об угрозе жизни Родченкова и о смерти его двух коллег.

Вот некоторые цитаты Григория Родченкова из фильма:

«Я сидел в психушке, но у меня был компьютер и я оттуда работал директором лаборатории. Заключенные называли меня «профессор». Мутко не хотел отправлять меня на Олимпиаду в Лондон, потому что я был под уголовным делом. Но руководители сказали: либо Родченков, либо никто. И я поехал».

«В 2008 году Китай перестал производить чистые анаболики. Португалов (отстраненный бывший врач сборной по легкой атлетике. – Прим. «СЭ») давал вместо них, что попало. Там были примеси, спортсмены стали попадаться. У Португалова стало много положительных проб. А я знал источник, где взять чистый допинг. Я спас сборную, но стал врагом Португалова«.

«Замминистра Юрий Нагорных – очень опасный человек. Он человек КГБ, у него совсем нет морали».

В завершение Фогель приводит краткий пересказ событий вокруг России за последний год. Президент Международного олимпийского комитета Томас Бах объявляет, что российские спортсмены поедут на Игры в Рио. И на фоне этого улыбка Григория Родченкова, который играет с собакой на пляже. Посыл перед принятием решения об участии нашей сборной в Пхенчхане более чем очевиден.

«Я был рабом. Но рабство было моей свободой. До самого конца» – говорит Родченков. И это, наверное, главная фраза «Икара». Фильм не о допинге – а о конкретном человеке, который творил страшные вещи, но не раскаялся. Человеке, который заставляет улыбаться, которому хочется симпатизировать.

«Если ложь принять, и никто о ней не знает – она становится правдой».

«Я делал две полностью противоположные вещи – давал допинг и боролся с допингом. Это чистое двоемыслие».

 

По мне-это уже сплошной цирк… Олимпийские игры уже не те. Это не праздник спорта,а скорее убийство. Безумно жаль тех ребят,которые были отстранены в последний момент…без объяснений и оснований на это.