За последние дни произошло, по меньшей мере, два знаменательных события, имеющих прямое отношение к интересам России, Турции и США, а также к менее влиятельным политическим силам. Их можно рассматривать в отдельности друг от друга, но, скорее всего, они связаны между собой.
Начнем с того, что «Газпром» получил разрешение от Анкары на строительство второй линии газопровода «Турецкий поток». По информации главы компании Алексея Миллера, обе линии будут сданы в эксплуатацию до конца будущего года — в аккурат к истечению контракта с Украиной по транспортировке российского газа в Европу.
То есть российское топливо можно будет экспортировать в обход территории «незалежной», которая потеряет транзитные доходы. После громких скандалов, имевших место между Турцией и Россией, последняя мечтала о строительстве хотя бы одной ветки. А тут такая радость, к которой, правда, «Газпром» заблаговременно готовился, не имея при этом твердых гарантий, что вторая линия будет запущена, и компания не бросает деньги на ветер. На поверку же вышло, что по двум линиям подводного трубопровода протяженностью в 1100 километров, из которых 600 километров уже проложены, Россия будет экспортировать для нужд Турции 15,75 миллиарда кубометров газа в год, и столько же — для Европы. Так что, как видим, санкции США реализацию проекта сорвать не смогли.
На этой неделе стало известно, что на турецкой территории началось строительство приемного терминала для газопровода, проходящего по дну Черного моря. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган может ликовать, причем по нескольким причинам, из которых, для начала, обозначим энергетическую. Во-первых, «Турецкий поток» и «Голубой поток», идущие из России, плюс расширяющийся «Южный газовый коридор» из Азербайджана, превратят его страну в газовый хаб уже через полтора года. Это сильно повысит упавшие политические акции Анкары, как минимум, в Европе.
Во-вторых, Турции уже не грозит энергетический голод: по данным местного издания Milliyet, к 2020 году стране для внутреннего потребления потребуется 55,6 миллиарда кубометров газа, и «Турецкий поток» будет ей более чем кстати. Кроме того, строительство сухопутного участка газопровода, в которое вкладываются инвестиции в 1 миллиард евро, создаст более 13 тысяч новых рабочих мест (конечно, для 80-миллионной страны — капля в море, но все же).
Что же до интересов России (или их части), «Турецкий поток» позволит ей исключить из числа транзитных государств не только Украину, но также Молдавию, Болгарию и Румынию. Напомним, что шаткость позиций Болгарии, точнее, серьезное давление на нее Евросоюза, сорвало в свое время строительство российского газопровода «Южный поток» от Анапы до Варны — его пропускная способность планировалась на уровне 62 миллиардов кубометров газа в год, но — не случилось.
Фактически, этот проект и сменил «Турецкий поток», хоть пока и с более скромными мощностями. Однако он все же увеличил зависимость Европы от «Газпрома», имея в виду еще и «драматическое» строительство «Северного потока-2», в котором заинтересован ряд европейских государств, включая Германию. Общая стоимость этого проекта составляет около 10 миллиардов евро, инвестиции в него делят поровну «Газпром» и пять европейских компаний. Мощность двух веток газопровода — 55 миллиардов кубометров в год. Как известно, «врагов» у этого проекта предостаточно, но, кажется, в Европе их становится меньше, поскольку не все готовы к замещению «политического» российского газа тоже «политическим», но более дорогостоящим американским сланцевым.
Но вернемся к собственно «Турецкому потоку» и отметим, что информация о разрешении Анкары на строительство его второй ветки странным образом совпала с заявлением Эрдогана о начале военной операции турецкой армии против курдов в сирийском Африне. Официально такое решение Эрдогана было принято после информации из США о намерении создать 30-тысячную пограничную армию, состоящую из сирийских курдов, в чьем распоряжении оказались бы территории на севере Сирии, не подконтрольные Дамаску. Американцы, наверное, рады были бы отозвать столь неосторожную инициативу, но припозднились: Россия вывела свои подразделения из Африна и отдала его туркам, умыв руки.
Правда, не только из соображений «гигиены»: турки отказались от своего вмешательства в действия России, сирийской армии и лояльных ей сил в зоне оккупации до автотрассы Алеппо-Хама на северо-востоке Сирии. Вышло — баш на баш, и Москва избежала столкновения с Турцией на почве активности курдов в Африне, «позабыв», что вообще-то турецкая армия действует не на своей территории. Причиной «забывчивости» стал, вероятно, отказ курдов подчиняться Москве и (или) Дамаску и захват ими на востоке Сирии нефтяных месторождений. Разумеется, одной из причин было и желание насолить американцам, поставляющим оружие курдам, а также демонстрация последним их «ошибок» — то есть нахождения в проамериканской коалиции. А заодно Россия, «уступив» курдов Турции, получила от нее отличный «бонус» — разрешение на строительство второй линии «Турецкого потока».
То, что Россия «сдала» курдов, выглядит не слишком красиво, если вообще такое понятие существует в современной политике. Но причины для этого, как было указано выше, имелись. Теперь, под слабенькие, скорее, формальные возражения сирийских властей, ими займется Турция, однако не факт, что она сумеет уничтожить курдский анклав в САР. Скорее, курдское партизанское движение усилится в самой Турции, но это уже будет проблемой не Москвы, а Анкары.
Если последняя все же справится с поставленной задачей, она перекроет выход курдам к Средиземному морю через южную часть кантона Африн и откроет себе не только энергетический коридор для транспортировки нефти и газа, но и военный, что сделает сомнительным доступ к нему и американцев тоже. Собственно, это последнее обстоятельство входит и в интересы России.
Leave a Reply