В результате под ударом оказалась популярнейшая на Уолл-стрит стратегия, которая приносила прибыль в последние месяцы: с помощью биржевых фондов, паи которых торгуются вместе с акциями в Нью-Йорке, трейдеры — от частных до институциональных — делали ставки на дальнейшее падение волатильности, сопровождающее рост рынка.
Биржевые фонды в свою очередь занимали короткие позиции во фьючерсах на VIX: в 2018 году они второй раз в истории стали нетто-продацами этих контрактов, заняв чистую короткую позицию.
Общий объем таких позиций достиг 2 триллионов долларов, оценивает Крис Коул из Artemis Capital Advisers.
Резкий всплеск волатильности привел к масштабным потерям и вынудил их спасаться бегством, сообщает в обзоре Morgan Stanley: за понедельник для закрытия убыточных позиций с рынка было выкуплено 282 тысячи контрактов на VIX — рекорд за всю историю торгов.
Один из биржевых инструментов от компании VelocityShares — Daily Inverse VIX Short Term ETN (XIV) — потерял 90% своей стоимости, указывает старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. Из-за обвала VelocityShares была вынуждена объявить о прекращении обращения инструмента и погашении всех оставшихся паев по упавшей более чем в 10 рах цене.
«Вложения в данный продукт принесли огромные убытки крупным хедж-фондам, а также торговым подразделением крупных банков и бутиков», — рассказывает Меркулов: именно это и привело к распродаже всех активов, вызвало цепную реакцию и панику на рынке.
Проблема XIV заключается в том, что такой деривативный продукт очень быстро «схлопывается», то есть при сильном росте базового актива он слишком стремительно теряет в цене, объясняет эксперт.
В числе потерявших оказался крупнейший банк Швейцарии Credit Suisse, сообщает zerohedge: банк оказался владельцем почти половина всех бумаг XIV на 560 млн долларов, из которых до 95% обернутся в убыток.
«Операции с волатильностью для трейдеров превратились в подобие азартных игр», — говорит Меркулов: та же ошибочная стратегия приведет к убытку в департаментах трейдинга и других крупных банков — Citigroup, Morgan Stanley, Goldman Sachs.
«Никто, вероятно, не знает, сколько таких ставок есть на рынке, — сказал Bloomberg глава трейдинга SMBC Nikko Securities Макото Ямада. — Движение котировок на определенную величину, вроде 3 или 4 процентов, заставляет продавать акции, и это встряхивает рынки».
По словам Ямады, спад не завершится, пока короткие позиции по волатильности не будут покрыты.