Claudio Iannone / AP / Scanpix / LETA
В конце января Минкульт России запретил прокат фильма Армандо Иануччи «Смерть Сталина» — комедию про борьбу в советском высшем руководстве после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Почти одновременно в Италии начали показывать комедию «Я вернулся» — про Бенито Муссолини, который оказывается в современной Италии. «Медуза» рассказывает, как фильм про основателя фашизма принимают итальянцы.
О чем фильм?
В фильме «Я вернулся» итальянский диктатор, основатель фашизма Бенито Муссолини попадает в современность. Это римейк немецкого фильма 2015 года «Он снова здесь», в котором в наши дни попадает Адольф Гитлер. Тот фильм был поставлен по одноименной книге Тимура Вермеша (2012), ставшей бестселлером.
Сюжет «Я вернулся» в основном повторяет немецкий фильм. Муссолини необъяснимым способом попадает в 2017 год; все встречные принимают его за очень талантливого актера в образе диктатора. Молодой и неуспешный телевизионный режиссер решает сделать с ним фильм, и они отправляются в поездку по стране, снимая общение Муссолини с обычными людьми — которые с симпатией реагируют и на него, и на его критику существующих в стране порядков (эти эпизоды были сняты во время реального общения актера Массимо Пополицио с прохожими). Видео из поездки набирают миллионы просмотров, и Муссолини предлагают сделать собственное телешоу. Выступая на телевидении, он обвиняет итальянцев в бесхребетности и говорит, что находит их такими же невежественными, как 80 лет назад.
Как и в немецком оригинале, в «Я вернулся» внимание сфокусировано прежде всего на реакциях друг на друга ожившего диктатора и современных людей — а не на преступлениях прошлого. Напоминаний об этих преступлениях по ходу повествования почти нет — до момента во второй половине картины, когда Муссолини узнает пожилая еврейка, пережившая лагеря смерти. Увидев Муссолини у себя дома, она с криком прогоняет его и говорит: «Тогда люди тоже смеялись и думали, что он просто комик».
После падения фашистского режима и перехода к республике в Италии была принята новая конституция, которая запретила воссоздание Национальной фашистской партии Муссолини, хотя возникновению неофашистских и ультраправых партий это не препятствует. Политики, аналогичной немецкой денацификации, в Италии не проводилось; в 1946 году в стране была объявлена амнистия, а многие чиновники и силовики эпохи Муссолини после войны продолжили службу.
У Муссолини в Италии до сих пор есть сторонники?
Фигура Муссолини всплывает в итальянских СМИ в следующих контекстах: в Римини расклеили листовки с фото Муссолини и рифмованной подписью «Чтобы мир был чище, дядя Бенито возвращается к жизни»; активисты неофашистского движения CasaPound решили восстановить уничтоженную огнем надпись Dux (вождь, дуче), сделанную из деревьев на склоне горы в 1939 году; неподалеку от Венеции мужчина организовал «фашистский пляж», используяв оформлении соответствующие лозунги и демотиваторы с текстом вроде «До него Италия была частью Третьего мира, а в школах учат, что он был абсолютным злом». Ностальгии по эпохе Муссолини посвящен, в частности, сатирический комикс 2016 года «Когда был Он» (Quando cʼera Lvi), также связанный с книгой Тимура Вермеша — в нем неофашистам удается возродить Муссолини, но чернокожим. Комикс был представлен на комик-коне Romics в Риме, и несколько ультраправых активистов напали на стенд издательства.
Режиссер фильма «Я вернулся» Лука Миньеро говорит, что не хотел касаться идеологии и судить Муссолини — для него это скорее фильм про современных итальянцев, готовых следовать за политиками-популистами, и про центральную, по его мнению, роль СМИ в этом явлении. «Его слова — чистый популизм. И все равно, выступая по телевидению, он убедителен, потому что очень напоминает нас», — сказал режиссер. По его словам, Муссолини из его фильма говорит все то, о чем говорят нынешние итальянские политики (к примеру, о нелегальной миграции), и непременно выиграл бы выборы, если бы вернулся по-настоящему.
Что итальянская пресса говорит про фильм?
Интерес в Италии вызывает не только сам фильм, но и то, что его премьера прошла во время избирательной кампании. 4 марта в Италии пройдут выборы в парламент, по итогам которых будет сформировано правительство. Главные участники гонки — коалиция правоцентристов под руководством 81-летнего Сильвио Берлускони и лидера националистической «Лиги Севера» Маттео Сальвини (в конце января заявившего, что при фашизме делалось не только плохое), коалиция левоцентристов с участием бывшего премьер-министра Маттео Ренци, а также движение «Пять звезд», которое выступает против истеблишмента и обвиняется противниками в популизме.
«Муссолини есть в каждом из нас. Не наш фильм привнес его имя в предвыборную кампанию, его призрак витает над многими дебатами. <…> В Италии он оставил куда более сильное наследие, чем Гитлер в Германии», — говорит сценарист Никола Гульяноне.
Авторы ряда рецензий на «Я вернулся» соглашаются с создателями фильма и отмечают, что накануне выборов картина может напомнить итальянцам об опасности популизма. Другие, как итальянская версия Vice, призывают не путать фашизм и популизм, называя недостатками фильма уравнение Муссолини с современными политиками и отсутствие указаний на реально существующую в Италии ностальгию по эпохе фашизма. Наконец, критики пишут, что объектом сатиры в фильме в итоге оказываются простые люди, реагирующие на игру актера Массимо Пополицио, а не сам диктатор.
Внучка лидера итальянских фашистов, правый политик Алессандра Муссолини сказала, что картина ей очень понравилась. «Фильм, в отличие от других, не вкладывает в уста моего деда слова, которые он никогда не говорил. Мне нравится, что в фильме не подделаны реакции людей», — сказала она.