Богатейшие люди планеты за один день потеряли больше $100 млрд — и это только на американском рынке. Обвал затронул все ведущие и почти все второстепенные мировые биржевые площадки. Несмотря на некоторую стабилизацию ситуации и, местами, даже осторожный рост, эксперты говорят о глобальной неуверенности в будущем, которая может спровоцировать новое падение.
Напомним, что проблемы на мировых рынках начались в понедельник, 5 февраля, с резкого снижения американских фондовых индексов. Dow Jones рухнул на рекордные 1175 пунктов (4,6 процента). Индекс S&P 500 упал на 113,2 пункта, что стало худшим результатом за последние шесть лет. Синхронно снизился на 264,4 пункта (3,91%) и индекс акций высокотехнологичных компаний NASDAQ.
Уже на следующий день «посыпалась» Азия, а затем и ведущие европейские биржи. На открытии во Франкфурте индекс DAX упал сразу на 3,6 процента, а затем начал колебаться то вверх, то вниз. Британский FTSE100, в свою очередь, потерял 3,5 процента, а французский CAC 40 падал более чем на 4 процента.
Правда, в США, где торги начинаются позже всего из-за разницы во времени, вторник уже не был таким обвальным. Соответственно в среду постепенно стабилизироваться стала и ситуация на азиатских и европейских рынках.
Теперь эксперты спорят, что это было: обычная биржевая коррекция, после которой начнется новый этап роста или первый звоночек, предупреждающий о приходе нового глобального экономического кризиса.
В России обвал на зарубежных биржах предпочли практически не заметить, несмотря на то, что паника на фондовых рынках вызвала снижение цен на нефть и, как следствие, падение курса рубля. Главной темой в информпространстве России остаются предстоящие в марте президентские выборы, так что все экономические прогнозы связаны скорее с их исходом, чем с внешнеэкономической конъюнктурой. Максимум, обсуждают еще цены на нефть, от которых так зависима сегодня российская экономика.
Между тем, речь может идти о первых звоночках нового масштабного всемирного экономического кризиса. Потенциально даже более серьезного, чем кризис 2008—2009 годов, в начале которого российские власти, прежде чем провалиться с кризисное болото с головой, толковали о том, что «наша страна останется «тихой гаванью» в глобальном бушующем океане».
Рисков в мировой экономике сегодня хоть отбавляй. Например, некоторые эксперты предполагают, что обвал на рынке спровоцировали опасения биржевых игроков относительно возможной новой более жесткой монетарной политики Федеральной резервной системы США, чей новый председатель Джером Пауэлл как раз 5 февраля был приведен к присяге. Якобы возможное резкое повышение ключевой ставки в Соединенных Штатах может серьезно нарушить мировой валютный и торговый баланс.
К чему это приведет? Например, к кризису в Китае. КНР как ни стремится переориентировать свою промышленность на внутренний рынок и наращивать внутренний спрос, критически зависит от экспорта. Кроме того, на китайском рынке, как говорят эксперты, в последние годы надулось несколько пузырей, которые могут в любом момент лопнуть. При этом точно предсказать, что именно «сдуется» — рынок ценных бумах, государственных облигаций, недвижимости и т. д. трудно, потому что существуют сомнения в правдивости официальной китайской статистики.
Кризис в этой экономике (то ли первой, то ли второй в мире, в зависимости от того, как считать) неизбежно приведет к «эффекту домино». А также к критически опасному для России падению цен на нефть, потому что Китай — один из крупнейших ее потребителей.
Есть и вариант начала нового кризиса по схеме, схожей с 2008 годом, когда драйверами падения станут крупные финансово-кредитные структуры, по которым слишком сильно ударит нынешняя коррекция на мировых рынках.
Вспоминают и про криптовалюты, начиная с биткоина, который то стремительно рос, то затем начал так же стремительно падать. Якобы волатильность на рынках и общая нестабильность могут вызвать бегство капиталов, что превратит временную коррекцию во всеобщий обвал.
Большинство биржевых аналитиков, впрочем, традиционно утверждают, что причин для беспокойства нет. Падение индексов — это все еще не сигнал тревоги, для которого якобы никаких объективных причин нет. Впрочем, так же они говорили и в 2008 году, а до этого — в 1998-м. Так что непонятно, можно ли сегодня всерьез относится к успокаивающим комментариям.
Leave a Reply