Как сообщает Reuters со ссылкой на три источника в газовой отрасли, пока Турция согласилась лишь на то, чтобы проложить по своей территории одну нитку «Турецкого потока» мощностью 15,75 млрд кубометров в год, по которой газ будет поставляться для ее собственных нужд.
Вторую ветку, которую «Газпром» надеялся использовать для транзита в Европу и которая уже уложена почти на тысяче км черноморского дна, Анкара разрешила довести лишь до своего побережья.
За то, чтобы стать транзитером российского газа в ЕС, Турция требует от «Газпрома» скидки на газ, утверждает источник Reuters. «Газпром» упорствует, но если он действительно хочет строить трубу, то ему придется уступить, уверен источник.
Покупателями российского газа через турецкий маршрут в Москве видят Болгарию, которая уже отказалась от «Южного потока», а также Италию, несмотря на то, что президент национального энергооператора Eni Кладио Дескальци еще в 2016 году заявил, что в «Турецком потоке» его страна не заинтересована.
Вероятность того, что вторая нитка потока останется трубой в никуда растет: складывается ощущение, что и в Москве «стали с немного большим скепсисом» относиться к перспективе ее запуска в ближайшее время, говорит аналитик Fitch Дмитрий Маринченко.
Без разрешений Турции нельзя сформировать точный маршрут; неясно, кто будет являться собственником и оператором трубы, будет ли Турция претендовать на платежи от транзита газа и в каком объеме, и наконец — за счет чего будет финансироваться строительство, перечисляет Маринченко.
Даже в нынешнем виде «Турецкий поток» не укладывается в изначальную смету, признал на встрече с инвесторами в Лондоне в начале февраля зампред правления холдинга Андрей Круглов.
«Мы говорили что стоимость проекта составит порядка 6 млрд долларов, сейчас мы оцениваем где-то порядка 7 млрд», — уточнил он.
При этом, сообщил Круглов, договориться о проектном финансировании с европейскими и американскими банками не удалось: трубу «Газпрому» придется строить за счет собственных средств, наращивая долг.
Проектное финансирование — это более дешевые и долгосрочные займы, но они заблокированы угрозой санкций США, говорит аналитик Moody’s по нефтегазовому сектору Денис Перевезенцев: хотя принятый в августе закон о санкциях не запрещает такие сделки напрямую, в нем прописано, что президент США имеет право заблокировать активы и закрыть доступ к американской банковской системе для тех, кто инвестирует в строительство Россией экспортных трубопроводов.
В общей сложности трубы в обход Украины, в Турцию и в Китай («Сила Сибири») будут стоить «Газпрому» 27 млрд долларов, сообщил Круглов. Для их оплаты холдингу к 2020-му году придется увеличить долг на 1,8 триллиона рублей, подсчитал Fitch.