О задержании ШАБАКом гражданина Турции Камиля Такли стало известно лишь неделю назад. Хотя арестовали почтенного юриста и университетского лектора еще в январе. Он брал деньги у представителей ХАМАСа в Турции, и возил их активистам террористических ячеек в Иудее и Самарии. В частности – боевикам так называемой «Армии Палестины». В этом ему помогал подельник, араб из Умм эль-Фахма, гражданин Израиля.
«Зарубежное командование» ХАМАСа перебралось в Турцию несколько лет назад из Сирии, когда там стало неспокойно. А завербовал «челноков» Зоар Джибрин, террорист ХАМАСа, выпущенный из израильской тюрьмы в рамках обменной сделки Шалита. Но в этом не было бы ничего нового – обычные будни террористического подполья – если бы пойманные не признались на допросе, что в их деятельность замешаны люди, близкие к турецкому правительству.
Поставку денег прикрывала турецкая частная военная компания SADAT, которая называет себя «первой и единственной в Турции, которая предоставляет международные консультационные и военные услуги». В 2012 году ее создал генерал Аднан Танриверди – бывший командир сил спецназа, приближенный Эрдогана. С тех пор компания является объектом крайнего беспокойства турецких оппозиционеров – они утверждают, что президент Турции создал частную гвардию, которой поручено сражаться и с политическими оппонентами. Например, именно сотрудники SADAT столкнулись в ночь переворота с путчистами на Босфорском мосту в Стамбуле. В видеороликах видны дюжие мужчины в бронежилетах, вооруженные полуавтоматическими винтовками и стреляющие в воздух уже после того, как повстанцы были связаны.
Любопытный момент: Аднана Танриверди в свое время выгнали из турецкой армии за то, что он был… слишком религиозен. Иными словами, он – исламист. Инцидент произошел еще до того, как армия доказала Эрдогану свою нелояльность, на которую президент ответил чисткой офицерского состава. А вместе с Танриверди из армии были уволены и другие офицеры, слишком рьяно проявляющие свою религиозность.
Создавая SADAT, отставной генерал хотел, видимо, «помочь арабскому миру достичь уровня, подобающего его великой силе» – это цитата из его книги. Сайт компании говорит о намерениях «военно-промышленного развития и военного сотрудничества между исламскими странами в интересах исламского мира». Тут у компании открылся большой фронт работ: в частности, именно ее специалисты занимались тренировкой боевиков, завербованных среди сирийских беженцев, перебравшихся в Турцию. Компания пыталась работать и в некоторых других мусульманских странах. У нее тесные связи с властями Саудовской Аравии. И, конечно, с ХАМАСом. Известно, например, что в 2015 году SADAT помог нескольким представителям этой организации получить входные билеты на выставку вооружения в Турции. Посетив ее, террористы выказали серьезную заинтересованность в приобретении у местных производителей беспилотных летательных аппаратов.
Видимо, Камиль Такли попал в поле зрения израильских спецслужб еще тогда, когда помогал террористам ХАМАСа, освобожденным в рамках «сделки Шалита», обустроиться в Турции. Вскоре эти террористы, в сотрудничестве с SADAT, приступили к работе по отмывке денег, и их переправке на территории Иудеи и Самарии. Когда провели обыск в доме второго арестованного участника этой схемы Даръама Джабрина, то у него обнаружили более 90 тысяч евро. Всего же за последние полтора года, как предполагают следователи, террористы получили сотни тысяч евро.
Как уже говорилось, Танриверди – приближенный Эрдогана, действующий в его интересах. А Такли близок к Танриверди. Едва ли SADAT занималась бы столь широкомасштабными и сложными денежными трансакциями, не получив одобрения в верхах. Значит, турецкий президент уже прямо поддерживает, финансирует и поощряет террор против израильтян, да еще на израильской территории.
Такли депортировали, однако никаких громких антитурецких заявлений Иерусалим не сделал. Почему же Израиль так сдерживается перед лицом нового врага, который от словесных нападок переходит к реальным действиям? Вероятно, потому, что ждет, когда Вашингтон призовет Анкару к ответу.
Нет сомнений, что информация была доведена и до стран-членов НАТО, и до американской администрации. Ведь кризис усугубляется не только в турецко-израильских отношениях, но и в турецко-американских. Американцы раздражены операцией турков против курдов в Сирии, а еще более – созданной турками банковской сетью, с помощью которой правительственные чиновники этой страны обходили антииранские санкции. Ахиллесовой пятой администрации Эрдогана является дырявый бюджет, залатать который без американской помощи будет очень трудно, поэтому инструментов давления на Анкару у Вашингтона больше, чем у Иерусалима. Вопрос лишь в том, начнут ли, наконец, оказывать это давление на Эрдогана, или позволят ему вести себя с израильтянами так, как он привык вести себя с турками.
Турки, должны определиться, с кем они? С Западом, или с Рашкой? Сидеть на 2-х стульях,одновременно,-не получится…