Хроника событий
В 04:00 корпус стражей исламской революции запустил дрон-стелт Saeqeh с базы Т4 в центральной Сирии. Через 20 минут, срезав угол через иорданское воздушное пространство дрон вторгся в израильское воздушное пространство.
ВВС ЦАХАЛа отреагировали немедленно. Вертолет H-64 Apache 113-й эскадрильи был поднят в воздух, перехватил его и сбил в районе Бейт-Шан.
Около 05:00 утра Израиль поднял в воздух минимум восемь – и может больше F-16I , и, с большой долей вероятности, несколько звеньев F-15I для атаки по иранским целям в Сирии, главным образом, по району вокруг базы Т4/Тиас в центре страны.
Истребители-бомбардировщики разделились на две большие формации, одна полетела в направлении северного Ливана, вторая через иорданское воздушное пространство – в северо-восточном и затем северном направлении.
Около 05:30 израильские истребители-бомбардировщики выпустили большое количество высокоточных боеприпасов, в том числе Delilah, GBU-39 и GBU-53 . Большая часть базы Т4 была уничтожена, включая контрольную вышку, мобильный пункт управления беспилотниками, несколько беспилотников и вспомогательные строения.
Несколькими минутами позднее десятки сообщений в ливанских и сирийских социальных сетях рассказали о яростной реакции сирийских ПВО, которые выпустили по меньшей мере 8 ракет, включая С-200 с базы 16-го полка ПВО в 20 км к востоку от Дмейр.
В социальных сетях появились фотографии инверсионных следов этих ракет. Затем сообщили о том, что израильский-истребитель бомбардировщик F-16I разбился в 12 км восточнее Хайфы.
Первоначальная версия – о том, что F-16I был сбит потому, что продолжал полет на большой высоте, хотя все остальные самолеты резко ушли вниз, чтобы уклониться от ракет – все еще сохраняется. Предположительно, экипаж был слишком занят верификацией того, что все выпущенные высокоточные боеприпасы поразили цель – и потому F-16 слишком долго оставался уязвимым для средств ПВО. Несмотря на то, что пилот почти наверняка выпустил ракету-ловушку, одна из зенитных ракет взорвалась достаточно близко от него и причинила серьезный ущерб. Самолет оставался управляемым достаточно долго для того, чтобы экипаж сумел добраться до Израиля.
Медленный полет в обратном направлении отслеживался сирийскими ПВО 16-го полка в Дмейр. Его батареи выпустили три, а возможно четыре ракеты С-200.
Одна из ракет взорвалась в небе Иордании. Несмотря на отрицания израильского цензора, две ракеты были сфотографированы на большой высоте, когда они пролетали над территорией Израиля – прежде чем упасть в Средиземное море. Из-за этого власти были вынуждены закрыть международный аэропорт Бен-Гурион на два часа.
Еще одна ракета С-200 оказалась нацеленной лучше. Когда она приблизилась к F-16, экипаж принял решение покинуть терявший управление самолет. Он упал и взорвался менее чем в 10 км от Хайфы.
Израильская версия не ясна, но, как представляется, ракета в реальности поразила F-16. Это подтверждает видео, на котором запечатлены последние секунды самолета – и видно, что он падает на землю уже охваченный огнем.
После столкновения с интенсивным шквалом зенитного огня сирийцев, ВВС ЦАХАЛа выпустили вторую волну истребителей-бомбардировщиков для атак против целей на севере, западе, юго-западе и юго-востоке Сирии.
08:45 несколько высокоточных бомб взорвались на базе Дмейр в 50 км к северо-востоку от Дамаска и на позициях 16-го полка ПВО далее к востоку.
Практически одновременно несколько бомб упали на штаб-квартиру 4-й дивизии Асада в Мадайя, а также на штаб-квартиры корпуса стражей исламской революции, “Хизбаллы” и БААС в Ад-Димас.
Также были нанесены удары по штаб-квартире 104-й бригады Республиканской гвардии и позициям полка ПВО в Ад-Дрейж. Несмотря на многочисленные сообщения, нет подтверждений того, что израильтяне также бомбили военный аэропорт Мезза в Дамаске.
Израильтяне нанесли удары по штабу корпуса стражей исламской революции в Тал Абу Ат-Талеб, и по штабу 1-1 дивизии и позициям 165-го полка ПВО в аль-Кисве.
09:00 Финальные удары нанесены по четырем базам ПВО в Дераа. Из сообщений в местных социальных сетях следует, что атакам подверглись 89-й полк ПВО в Джубаба, 79-й полк ПВО в Санамен, 157-й полк ПВО в Тель Ас-Себах и 175-й полк ПВО в Изра, близ базы ВВС Хехлех.
Один из очевидцев пишет о 18 “крылатых ракетах” взорвавшихся в штаб-квартире 157-го полка. Но, добавляет источник, “только две” попали, разрушив командный пост и убив двоих – лейтенанта Нассима Шавара и сержанта Маруана Хадайри. Остальные израильские ракеты не попали в цели и “не смогли уничтожить” 157-й полк.
Вторая волна израильских атак вынудила режим Асада выпустить минимум 20 зенитных ракет. Ни одна из них не попала в цель, и многие упали в северной Иордании или юго-восточном Ливане.
Были сообщения о том, что израильтяне предприняли третью серию атак – против базы Шайрат, но они ничем не подтверждены. Точно известно только одно – атаки прекратились сразу после 09:00. Согласно сообщениям в израильской прессе, причиной стал телефонный звонок президента России Владимира Путина.
Точное число жертв на сирийской и иранской стороне остается неизвестным. Иранский генерал-майор Ахмед Мухаммед Хоссноу, заместитель командующего управлением химической защиты – иранский “химический Али” убит. Про-иранская иракская милиция Харакат ан-Нуджба сообщила о том, что погиб один из ее командиров – Акрам аль-Кааби.
Все это оставляет открытым главный вопрос – как ЦАХАЛ знал, что беспилотник, нарушивший израильское воздушное пространство – иранский, и как было установлено, что он летел с отдаленной базы Т4?
Режим Асада не производит собственных беспилотников, в то время как корпус стражей исламской революции наладил серийное производство нескольких моделей. Один из этих беспилотников – Saeqeh, грубая копия американского RQ-170.
Т4 – самая большая и самая важная база ВВС в Сирии. Она расположена в центре страны, в непосредственной близости от основных фронтов – и в то же время, достаточно далека от израильской границы и потому иранцы считали ее относительно безопасной.
Слухи о том, что одна из сирийских ракет была сбита американской системой THAAD, развернутой в Израиле, представляются безосновательными – по крайней мере, если верить официально опубликованной информации. Американская база объявила о создании первой базы THAAD на базе Бислах, гора Керен близ Беэр-Шевы в октябре 2017 года. Тем не менее, на базе оперирует только радар раннего предупреждения AN/TPX-2 , но нет ракет-перехватчиков.
Другая теория – иранцы устроили ловушку для ВВС ЦАХАЛа, в надежде сбить больше истребителей над территорией Сирии. Внимательное изучение известных фактов не находит ничего, что поддержало бы данный тезис. В первую очередь, и скорее не удивительно, сирийская ПВО отреагировала на первую серию израильских атак медленно. Она открыла огонь после того, как высокоточные боеприпасы или были запущены, или уже поразили цели.
Это, ставит следующий логический вопрос – почему иранцы пытались спровоцировать Израиль?
Ответ очевиден. Для того, чтобы заработать пропагандистские очки. Корпус стражей, Асад, “Хизбалла” и их поклонники за границей сейчас радуются тому, что сбит израильский истребитель. Некоторые договорились до того, что “устаревшая” советская ракета С-200 сбила супер-современный F-16I и “покончила” с воздушным господством ВВС над юго-западной Сирией, что “открыло новую эру в борьбе с сионизмом”.
По существу, весь опыт последних 40 лет демонстрирует, что подобные декларации и угрозы – не более, чем попытка выдать желаемое за действительное.
В то время как не сомнений в том, что сбитый – большое достижение, факт в том, что большинство выпущенных ракет – за исключением одной или двух оказались совершенно неэффективными. Конечно, в арсенале режима – 60-летние С-200 и 40-летние С-125. Но многие ракеты, выпущенные по израильским самолетам – Бук и Панцирь . И все они не попали в свои цели.
The February 2018 Air War between Israel, Syria and Iran Was Brief and Violent
Tom Cooper
February 26, 2018
Leave a Reply