2 марта исполнилось 80 лет знаменитому российскому модельеру Вячеславу Зайцеву. Сегодня он успешен и востребован, а во времена СССР, несмотря на то, что на Западе его называли «Красным Диором» и включали в пятерку «королей моды» мира, Зайцев был невыездным и не имел возможности в полной мере реализовать все свои творческие проекты. О большинстве его достижений публика даже не подозревала – как, например, о том, что именно он одевал Зиночку в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» и многих других киногероинь, а также создавал эскизы костюмов для звезд эстрады и спортсменов.
Одна из самых известных советских манекенщиц Регина Збарская и Вячеслав Зайцев
С выбором будущей профессии Вячеслав Зайцев определился очень быстро, хотя этот выбор и был вынужденным. Он не мог поступить ни в один из вузов, так как считался сыном изменника родины – во время войны его отец был в плену. Поэтому после окончания школы-семилетки он поступил в единственный техникум, куда его принимали, – в Ивановский химико-технологический, а потом – в Московский текстильный институт. Свою первую коллекцию одежды он создал на экспериментально-технической швейной фабрике Мособлсовнархоза в г. Бабушкин, куда попал по распределению. Это была спецодежда для жительниц сельской местности, которая не прошла проверку советского методического отдела из-за того, что была чересчур экстравагантной: разноцветные фуфайки, юбки из павлово-посадских платков, валенки, расписанные гуашью.
Дизайнер за работой над костюмом чемпионки мира по фигурному катанию Натальи Бестемьяновой
Не оцененная на родине, эта неординарная коллекция привлекла внимание западных журналистов, и ее опубликовали во французском журнале «Пари Матч» со статьей под заголовком «Он диктует моду Москве». Спустя 3 года по этой статье его разыскали Пьер Карден и Марк Боан («Диор»), и состоялась встреча, которую западные журналисты нарекли встречей «королей моды». В Европе его называли в числе ведущих мировых дизайнеров, а в СССР он стал невыездным до конца 1980-х гг. Его авторские коллекции с успехом демонстрировались в США, Канаде, Японии, Франции, Италии, но все они проходили без участия дизайнера.
Дизайнер за работой
В 1965 г. Вячеслав Зайцев пришел в Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту, где он проработал следующие 13 лет. Он сотрудничал с самыми известными советскими манекенщицами: Региной Збарской, Лекой Мироновой и Милой Романовской. Платье «Россия», созданное Зайцевым для его коллекции «Русская серия», получило Гран-при на Всемирном фестивале моды. После этого в западной прессе модельера начали называть «красным Диором».
Один из самых знаменитых российских модельеров
Был период, когда Вячеслав Зайцев хотел уйти из мира моды. Он рассказывал: «Это был 1978 год, страшное для меня время. Ведь тогда умерла моя любимая мама. После ее смерти я решил закончить с модой. Просто понял, что все создаваемые в Доме моделей на Кузнецком вещи никому не нужны – они так и остаются на складах. Да и меня самого всячески зажимали. Например, когда в 1974-м в Чехословакии в журнале «Кветы» вышла перепечатка из французской прессы, где в обзоре моды я был назван в числе пяти выдающихся модельеров мира за сто лет: Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Коко Шанель, Кристиан Диор и Слава Зайцев, меня вызвали в ЦК партии и сказали: «Чтобы вас больше не было видно».
Позже Вячеслав Зайцев признавался: «И в КГБ вызывали. За мной была постоянная слежка. Я даже знал человека, который за мной следил… Даже в соцстраны меня выпускали с опаской. Я выезжал всегда под наблюдением. В 1980 году на фестивале моды в Болгарии у меня состоялась встреча с Пьером Карденом. И то лишь потому, что он поставил условие: приедет в Софию только в том случае, если там будет Слава. Вот меня и отправили туда чуть ли не под конвоем на несколько дней. Через ЦК партии договаривались с болгарами».
Знаменитый советский кутюрье создавал костюмы для многих киногероинь, звезд эстрады и спортсменов. Так, именно он одевал советскую спортивную делегацию на Олимпиаде-80, а также разработал дизайн костюмов главной героини фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Зиночки и платье для финального выхода героини Алисы Фрейндлих в фильме «Служебный роман». Зайцев работал над имиджем Аллы Пугачевой, Эдиты Пьехи, групп «На-На» и «Интеграл». Он работал с Любовью Орловой в ее последнем фильме «Скворец и лира».
Приходилось шить и для высокопоставленных персон, правда, с некоторыми дизайнер не нашел общего языка: «Я слишком предан своей профессии и, когда испытывал давление и пренебрежительное к себе отношение, уходил в сторону. Я мог отказать супруге Брежнева, потому что мне неинтересно было ею заниматься… От Раисы Максимовны Горбачевой я бегал. Потому что она была властной женщиной, из категории тех, кто приказывает, что делать… Я был человеком очень принципиальным и терпеть не мог, когда меня унижали. Карой было то, что мне не давали работать – я 20 лет никуда не выезжал, не мог показывать коллекции. Но однажды все изменилось. У меня был друг, который работал в МИДе. И тут меня позвали в Канаду, году в 86-м. Он пошел к Ельцину, который тогда был еще в ЦК партии, и Борис Николаевич разрешил поехать. Мы прошли жуткие собеседования, нас запугали, чтобы мы ни в коем случае доллары не брали, ни с кем не общались… А возвращались мы с огромной победой – столько народу было на показе!».
Leave a Reply