За 4 года фонды, жаждущие доходности, отнесли на 17 рынков — от России до Бразилии и Индонезии — 262 млрд долларов, увеличив свои инвестиции почти в 1,5 раза.
При этом значительная часть покупок была профинансирована за счет долларов: занимая в дешево в американской валюте, инвесторы покупали валюты EM и номинированные в них облигации, получая прибыль на процентной разнице.
Эта стратегия принесла 13% годовых годовых в прошлом году и осталась прибыльной в первом квартале текущего, показав доходность в 4,3% даже в условиях, когда рынок акций США пережил рекордный за 7 лет обвал.
Однако учитывая, что значительная часть покупок профинансирована за счет долларов инвесторы еще никогда не были столь сильно подвержены рискам неожиданного укрепления американской валюты.
Дело в том, что «большинство инвесторов вкладываются в локальные бумаги развивающихся стран без хеджирования», отмечает старший инвестменеджер Aberdeen Standard Investments Джейм Этей: нерезиденты не страхуются от валютных рисков и становятся фактически заложниками курса доллара.
В результате прибыль может смениться убытком, если падение американской валюты, продолжающееся пять кварталов подряд, остановится, предупреждает Этей.
«В 2018 году может произойти самый сильный кризис развивающихся стран при жизни нынешнего поколения инвесторов», — предупреждает гендиректор «Арикапитал» Алексей Третьяков: привыкшие к избытку дешевых денег рынки столкнуться с ужесточением политики ФРС.
За последние полвека каждый цикл повышения процентных ставок в США приводил к масштабным финансовым кризисам, в том числе на развивающихся рынках, напоминает Третьяков.
После того как в 1979-м тогдашний глава Федрезерва поднял ставку с 10% до 20%, дефолт, спустя 3-4 года объявили почти все латиноамериканские страны, в середине 1980х к ним присоединились Египет, Марокко, Нигерия, ЮАР и Польша.
Цикл повышения 1994-96 гг закончился обвалом азиатских валют и дефолтом России, цикл 2004-06 гг — ипотечным кризисом в США и обвалом рынков в 2008-м.
«Эффект от нынешнего ужесточения мировой денежной политики может превзойти предыдущие несколько циклов повышений. Долларовые процентные ставки оставались практически на нулевом уровне на протяжении семи лет, с 2008 до конца 2015 года», — говорит Третьяков.
Черту под пиром дешевых денег подведет сокращение баланса ФРС, считает Этей из Aberdeen: каждый месяц американский центробанк изымает из системы 30 млрд долларов, а за год «уничтожит» 420 млрд, снизив доступность долларовой ликвидности.