Мартин Таллет, консультант с более чем 40-летним опытом в сфере переработки нефти, два года назад представил в ООН результаты исследования, посвященного последствиям введения жестких стандартов для судового топлива. Эксперт обрисовал мрачную картину будущего, однако стандарты все равно утвердили. Они должны вступить в силу в 2020 году
Сегодня Таллетт обеспокоен еще сильнее. В частности, он подчеркивает, что к 2020 году спрос вырастет настолько, что миру потребуется на 2.3 млн баррелей нефти в день больше, чем он предсказывал в своем предыдущем исследовании. Примерно столько потребляет вся Германия.
«Главное отличие нынешней ситуации в том, что с 2016 года мировой спрос существенно вырос. Мы не думаем, что перерабатывающая отрасль сможет производить те объемы топлива, которые позволят обеспечить 100% спроса. Ситуация может оказаться весьма хаотичной и стрессовой», — предупредил Таллетт, президент массачусетской консалтинговой компании EnSys Energy & Systems Inc.
Сейчас все больше аналитиков, трейдеров и тяжеловесов индустрии предупреждают о рисках для рынка, а одна судоходная группа даже заговорила об угрозе для мировой торговли и морской безопасности.
Компания Таллета, которая ранее сотрудничала с Международной морской организацией при ООН, планировала провести еще одно исследование для агентства, когда ММО была в процессе принятия решения по дате вступления в силу правил, предусматривающих сокращение содержания серы в большинстве видом топлива до 0.5% с 3.5% в большинстве стран мира одновременно. Организация сделала выбор в пользу исследования о наличии располагаемых запасов топлива, и, по сведениям нидерландской CE Delft, дефицита в мире не ожидается. Однако по итогам совместной работы EnSys и Navigistics Consulting пришли к противоположным выводам.
Если говорить коротко, Таллетт, химик-технолог по образованию, считает, что проблема в нехватке оборудования для очистки сырья от серы в перерабатывающей индустрии. Таким образом, удовлетворить спрос судов на топливо можно будет только в том случае, если дизель (первоначально, по оценкам Таллетта, порядка 3 млн баррелей в день) будет использоваться в качестве судового топлива. Но на практике это выглядит нереалистично, считает эксперт.
Времени достаточно
Помимо этого, Таллетт отмечает, что после вступления новых правил в силу потребуется больше сырой нефти. Если он прав, то сейчас, возможно, уже слишком поздно заниматься этим вопросом с законодательной точки зрения. В рамках процессов ММО на принятие и полное применение изменения правила уйдет 22 месяца – на семь месяцев дольше, чем в силу вступит запланированное на сегодняшний момент изменение.
ММО считает, что дала перерабатывающей отрасли достаточно времени, чтобы подготовиться – внесение коррективов в правило обсуждалось задолго до наступления 2016 года. Также организация утверждает, что работает над обеспечением гладкого и плавного переходного процесса и готова помочь владельцам судов, если те не смогут найти топливо в соответствии с новым правилом, когда оно начтет действовать. В свою очередь, CE Delft по-прежнему уверена, что никаких резких колебаний на рынке нефти не будет.
Дефицита не будет?
«С фундаментальной точки зрения дефицита быть не должно, даже если отрасль поначалу столкнется с трудностями, а некоторые регионы – с проблемами в сфере поставок», — сказали в нидерландской CE Delft.
В последние годы некоторые крупные нефтяные компании начали производить виды топлива с ультранизким содержанием серы, что должно помочь перерабатывающей отрасли выполнить требования в соответствии с новыми правилами, считают в компании.
Однако Таллетт полагает, что проблема выходит далеко за пределы судоходства или морского топлива. Чтобы превратить 4 млн баррелей высокосернистой нефти в день в низкосернистую, у переработчиков должен быть стимул. Этот процесс произойдет довольно резко и быстро, поскольку судоходные компании не захотят платить больше до тех пор, пока им просто не придется это делать. По его оценкам, компании смогут перерабатывать не больше 3 млн баррелей топлива в день, что повлияет на другие виды переработанного топлива, и эффект, в том числе и для рынка дизеля, будет значительным в первой половине 2020-х гг., резюмировал Таллетт.