Решение президента США Дональда Трампа о выходе из ядерной сделки с Ираном уже нанесло исламской республике серьезный экономический ущерб. По оценке израильских спецслужб, представленной недавно политическому руководству страны, цепная реакция, последовавшая за решением американцев, оказалась мощнее, чем предполагалось.
Трамп сообщил о выходе США из ядерной сделки около месяца назад. При этом он заявил, что против иранской нефтяной промышленности и иностранных компаний, ведущих дела с Ираном, будут введены новые, еще более жесткие санкции. Они должны вступить в силу в ноябре нынешнего года. Несколько крупных американских компаний, в том числе «Боинг» и «Дженерал электрик», подписавшие договоры о поставке современного оборудования для иранских нефтедобывающих предприятий, уже готовятся к сворачиванию инвестиций в этом направлении.
На нынешней неделе стало известно, что компания «Найк» в последнюю минуту отменила соглашение о поставке бутс для иранской футбольной сборной, принимающей участие в чемпионате мира в России. Британская компания «Бритиш петролеум» сообщила об отмене соглашения, достигнутого ранее с иранской нефтяной компанией о совместной разработке месторождения в Северном море.
В начале июня министры, представляющие страны Евросоюза, обратились к Дональду Трампу с просьбой не подвергать санкциям европейские компании, ведущие с Ираном дела в области энергетики, авиации и здравоохранения. После заключения ядерной сделки в 2015 году гигант европейской авиапромышленности – «Аэробус» – подписал миллиардные соглашения о сотрудничестве с Ираном. Огромные убытки вследствие введения санкций может понести и французская энергетическая компания «Тоталь».
На прошлой неделе премьер-министр Биньямин Нетаниягу заявил президенту Франции Эммануэлю Макрону, что не просит его выйти из ядерной сделки с Ираном, поскольку «она сама прекратит существование по экономическим причинам». «Сейчас – время для максимальных санкций против Ирана, — подчеркнул Нетаниягу. – Я не оказывал давления на Макрона в связи с ядерной сделкой, наша цель сейчас – выдавить Иран из Сирии».
По данным израильской разведки, иранцы рассчитывали на высокие прибыли от соглашений, заключенных с американскими и европейскими компаниями. Вследствие предпринятого Трампом шага иранский режим столкнулся с совершенно иной ситуацией. Это ведет и к нарастанию внутреннего напряжения в стране, которое проявляется в участившихся демонстрациях оппозиции в различных городах. В большинстве случаев их главным лозунгом является протест против роста цен.
По оценке израильской разведки, эта ситуация ведет к обострению разногласий в иранской верхушке – между консерваторами и теми, кого принято относить к умеренным политикам. Разногласия связаны, в том числе, с продолжением иранской помощи террористическим организациям, действующим на Ближнем Востоке. По разным оценкам, Тегеран ежегодно выделяет на эти цели около миллиарда долларов. Эти деньги предназначаются для «Хизбаллы», шиитских милиций, воюющих в Сирии на стороне Башара Асада, хуситских повстанцев в Йемене и двух палестинских организаций – ХАМАСа и «Исламского джихада». Умеренный лагерь в Тегеране выступает за сокращение этой помощи. На некоторых демонстрациях уже прозвучали лозунги, осуждающие поддержку зарубежных организаций за счет иранских граждан.
Тегеранскую верхушку тревожит и давление, направленное на сокращение иранского присутствия в Сирии, и, в первую очередь, на юге страны, у границы с Израилем. Россия уже неоднократно намекала, что иранцам стоит отвести свои силы из зоны соприкосновения с Израилем, по крайней мере, в районе Голанских высот. Инициатива генерала Касама Сулеймани, командира подразделения «Кудс» корпуса «Стражей исламской революции», направленная на закрепление иранского присутствия в Сирии, вызывает разногласия и в самом Тегеране – вследствие эскалации военного конфликта с Израилем.
Вместе с тем, израильская разведка не считает, что стабильность иранского режима находится под угрозой. Иранские лидеры уже неоднократно справлялись с волнами общественного недовольства, в том числе, им относительно легко удалось подавить протесты, разразившиеся в стране в начале нынешнего года.
Вследствие выхода американцев из ядерной сделки Иран заявил о возобновлении подготовки к обогащению урана. Однако пока все шаги, предпринятые Тегераном в этом направлении, не выходят за рамки, установленные венским соглашением. Можно считать, что на данном этапе заявления на эту тему носят исключительно декларативный характер и не означают выхода Ирана из ядерной сделки, участниками которой по-прежнему остаются европейские страны.
Амос Харэль, «ХаАрец», Б.Е «Детали»