Индекс Shanghai Composite, отражающий стоимость тысячи крупнейших китайских компаний, потерял 3,78% и опустился к минимальной с лета 2016 года отметке 2871,48 пункта. С момента старта торгового конфликта его капитализация сократилась на 800 млрд долларов.
Следом посыпались азиатские биржи: индекс MSCI Asia Pacific потерял 0,6% и опустился до минимума за полгода. Фондовые торги в Европе открылись падением индексов на 0,7-1,4%, а сводный панъевропейский EuroStoxx50 к 12.15 мск потерял 1,3%. Фьючерс на американский S&P500 снизился на 1,2%, сигнализируя об открытии торгов в США на минимальной с начала июня отметке.
Новые меры против Китая необходимы, чтобы «подтолкнуть» его «к отказу от несправедливой политики, открытию рынка для товаров из США и принятию более сбалансированных торговых отношений», цитирует пресс-служба Белого дома заявление Трампа.
Ситуация развивается по закрученной вниз спирали, констатируют аналитики Goldman Sachs: 10-процентные пошлины для китайских товаров на 200 млрд долларов станут ответом на пошлины Китая на 34 млрд долларов, которые в свою очередь Пекин ввел в ответ на пошлины Трампа на 50 млрд долларов.
Третий раунд торговой войны доведет объем китайского экспорта, на который распространяются ограничения, до 450 млрд долларов (из общей суммы в 505 млрд долларов за 2017 год).
«Если США, потеряв чувство разумного, введут новый перечень (облагаемых пошлиной) товаров, Китаю придется принять соразмерные по стоимости и качеству комплексные меры, дать мощный ответ», — предупредило Минкоммерции КНР.
Ответить зеркально Пекин не сможет, отмечает аналитик Societe Generale Кит Жук: Китай закупает американских товаров всего на 170 млрд долларов в год.
Но у рынка нет сомнений в ущербе, который будет нанесен глобальной экономике в случае, если угрозы реализуются, пишут аналитики Райффайзенбанка: инвесторы «бегут в качество», скупая государственные облигации США и Германии, а в первую очередь страдают развивающиеся рынки, и без того переживающие мощную волну оттока капитала.
Южно-африканский ранд во вторник обесценился на 1,5%, турецкая лира — на 0,7%, российский рубль потерял 1,07% к доллару, курс которого впервые с 2 мая превысил 64 рубля (64,1150 на 12.38 мск).
Не имея возможности симметричного ответа, Китай может создать большие трудности для работы на своей территории американских компаний (Ford, GM, Apple), получающих там большую прибыль (в форме дивидендов частично возвращается в США), а в качестве крайней меры — провести девальвацию юаня, чтобы компенсировать эффект повышенных пошлин, предупреждает Райффайзенбанк.