ПАСЕ требует освободить режиссера и других украинских политзаключенных из российских тюрем
Уполномоченная Верховной Рады Украины по правам человека Людмила Денисова, находящаяся в России с 14 июня, в четверг весь день безуспешно пыталась увидеться с режиссером Олегом Сенцовым, который уже полтора месяца держит голодовку в заполярной колонии №8, известной под названием «Белый медведь».
Денисова приехала утром 28 июня к воротам колонии в Лабытнанги в Ямало-Ненецком округе, чтобы добиться выполнения договоренностей президентов России и Украины о взаимных визитах официальных правозащитников двух стран к заключенным. Туда же чуть позже прибыла и уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова, однако ее кортеж из нескольких машин проследовал в ворота колонии мимо стоящей возле входа в «Белый медведь» коллеги из Украины.
Спустя некоторое время, при выезде кортежа Москальковой из колонии Людмила Денисова попыталась добиться хоть какого-то ответа на свои просьбы допустить ее к Олегу Сенцову. Татьяна Москалькова и в этом случае проигнорировала украинского омбудсмена – с Людмилой Денисовой разговаривали сотрудники ФСИН и полиции, угрожая украинской правозащитнице применением силы.
Москалькова позже заявила агентству «Интерфакс», что получила официальный ответ по поводу визита Денисовой к украинскому заключенному от Федеральной службы исполнения наказаний: по ее словам, ФСИН считает, что «поскольку она (Денисова – Д.Г.) гражданка другого государства, а он (Сенцов – Д.Г.) гражданин России, она не может быть пока допущена».
Сам Олег Сенцов неоднократно опровергал то, что у него есть гражданство России. Более того, совсем недавно адвокат Сенцова Дмитрий Динзе опубликовал официальный документ с печатью ФСИН, направленный руководством колонии в консульство Украины в Москве. Там самими тюремными начальниками, в частности – начальником колонии, полковником Сергеем Скачевым, написано, что Олег Сенцов – гражданин Украины.
Российская уполномоченная также рассказала «Интерфаксу», что разговаривала с Сенцовым около часа, и что он «чувствует себя лучше, чем несколько дней назад, читает газеты, пишет сценарий». По ее словам в интервью журналистам после посещения колонии, Сенцов «содержится в двухместной палате больницы, где есть телевизор и большие окна без решеток».
Никаких видео- или фото-подтверждений своих слов Москалькова не представила.
Людмила Денисова заявлениям Татьяны Москальковой не доверяет, о чем она в четверг сообщила телеканалу «112 Украина»: «Сегодня я не верю никаким заявлениям Москальковой. Я могу твердо говорить о том, насколько жив и здоров Олег, только после того, как я сама его увижу».
Лишь вечером 28-го июня, по словам украинского омбудсмена, ее заявление было принято служащими колонии. «С 9-ти утра пытаюсь подать заявление в исправительную колонию номер 8, где удерживают Олега Сенцова. И только в 17.02 вышел дежурный и принял заявление. На какие-либо мои вопросы отвечает одно – я доложу руководству» – написала Людмила Денисова в Facebook.
ПАСЕ потребовала от России освободить украинских политзаключенных
В день, когда уполномоченную Верховной Рады не пустили увидеться с Олегом Сенцовым, в Страсбурге на заседании летней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы была принята резолюция под названием «Об украинских гражданах – политических заключенных, содержащихся под стражей в России».
Документ был принят в ходе экстренных дебатов, организованных по инициативе члена делегации Литвы в ПАСЕ, правозащитника Эммануэлиса Зингериса. Он призвал коллег обратить внимание на угрозу жизни и здоровью украинцев, захваченных российскими властями после аннексии Крыма Россией в 2014 году.
ПАСЕ в своей резолюции призвала власти России без промедления освободить всех заключенных по политически мотивированным обвинениям украинцев в оккупированном Крыму и на территории России.
В документе сказано, что Москва должна обеспечить соблюдение прав удерживаемых украинцев до момента их освобождения и «соблюдать запрет на применение пыток, а также не допускать обращения, унижающего человеческое достоинство, или наказаний, и обеспечить право на доступ к необходимой медицинской помощи».
Ассамблея призвала Россию разрешить независимым международным наблюдателям осуществлять мониторинг состояния здоровья и условий содержания украинцев под стражей, в том числе – сотрудникам Европейского комитета по предупреждению пыток и Международного Красного Креста.
Также ПАСЕ призвала Москву разрешить украинским чиновникам, в том числе уполномоченному Верховной Рады по правам человека посещать украинских узников.
Россию в документе призывают «отказаться от политики навязывания российского гражданства украинским гражданам, которые живут в оккупированном Крыму, и которые не желают приобретать его, и воздерживаться от принудительного перевода граждан Украины в российское гражданство».
Эммануэлис Зингерис, призывая коллег поддержать его проект резолюции, заявил, что многие страны и международные организации уже обратились к Кремлю с призывом освободить удерживаемых в тюрьмах украинцев: «Лидеры цивилизованного мира пытаются достучаться до Владимира Путина и упросить его освободить политических заключенных. Российские демократы, со своей стороны, российское гражданское общество уже официально провозгласили их «людьми, преследуемыми по политическим мотивам». Как положить этому конец? Европарламент недавно принял по этому поводу решение, обратившись к властям Евросоюза… Мы, со своей стороны, должны воззвать к гуманизму и сказать «довольно, хватит похищать людей за то, что люди не признают Крым российским, и пытать их в российских тюрьмах».
Член британской делегации в ПАСЕ и представитель фракции европейских консерваторов в Ассамблее Джон Хауэлл напомнил в ходе дискуссии, что Россия игнорирует резолюции ПАСЕ и заявляет, что не будет платить свой взнос в бюджет Совета Европы: «Очень трудно забыть и, на самом деле, простить то, что мы приняли уже целый список резолюций, касающихся России, и она их не выполняет. И резолюция, которую мы принимаем сейчас, я думаю, станет просто дополнением к этому списку… Но политические заключенные – это та проблема, которая всегда в центре внимания Совета Европы, и мы не должны просто так сдаваться в данном случае только из-за того, что какая-то страна должна нам много денег».
Глава делегации Украины в ПАСЕ Владимир Арьев обратился к должностным лицам Совета Европы с просьбой предпринимать еще больше усилий для того, чтобы Олег Сенцов и все 70 украинских политзаключенных были освобождены Россией: «Я бы хотел призвать комиссара Совета Европы по правам человека Дунью Миятович посетить украинских политзаключенных в России. Я бы также хотел привлечь внимание Ассамблеи к тому, что украинские граждане были перемещены в Россию против их воли, им было насильно присвоено российское гражданство… Я хотел бы напомнить, что господин Сенцов держит голодовку с требованием освобождения всех украинских политзаключенных, и я могу предсказать, что он не захочет быть единственным освобожденным. Поэтому я призываю генсека Совета Европы господина Ягланда добиваться освобождения всех украинских узников».
Официальная Москва никак не прореагировала на принятие резолюции ПАСЕ. Ранее представитель Кремля заявил, что даже помилование самого Олега Сенцова невозможно без обращения его самого, и письмо с просьбой об освобождении голодающего режиссера, направленное Владимиру Путину генсеком Совета Европы Турбьерном Ягландом, не является основанием для каких-либо действий со стороны российских властей.
Leave a Reply