Российская банковская система столкнулась с дефицитом иностранной валюты: впервые с 2012 года имеющейся у банков наличности недостаточно, чтобы расплатиться со всеми клиентами, имеющими расчетные счета. Такую оценку дает Райффайзенбанк в обзоре по банковскому сектору за июнь.
За месяц объем мгновенно доступной банкам валюты, которой они могли бы покрывать обязательства перед клиентами, сократился на 5,9 млрд долларов. Речь идет о средствах, которые размещены в наличной форме на депозитах и корсчетах за рубежом и могут быть выведены в случае необходимости.
Использовать их в июне пришлось, чтобы покрыть отток клиентских средств: за месяц со счетов ушло 4,9 млрд долларов. Деньги выводили главным образом корпорации, которым было нужно платиьт дивиденды (на 8,4 млрд долларов).
При этом от погашения выданных валютных кредитов в банковскую систему вернулось лишь 1,2 млрд долларов.
Разницу пришлось покрывать за счет резервов. В результате на начало июля их объем оказался на 2,8 млрд долларов меньше, чем сами банки должны клиентами по расчетным счетам.
Это “свидетельствует о том, что образовался дефицит валютной ликвидности”, и теперь “банковский сектор не сможет компенсировать систематический вывоз капитала корпоративным сектором”, предупреждают аналитики Райффайзенбанка.
Помимо наличной валюты у банков есть 51 млрд долларов, вложенных в еврооблигации, и портфель малоликвидных корпоративных бондов. Но вывести значительную сумму из этих бумаг за короткий срок малореально: продажа продавит цену и придется нести потери на обесценении.
Ситуацию усугубят изменения в валютном регулировании, который снимают с попавших под санкции крупнейших госэкспортеров обязанность заводить валютную выручку на российские счета.
Поправки, принятые Госдумой на прошлой неделе, распространяются де-факто на одну “Роснефть”, которая сможет оставить за рубежом 64 млрд долларов, полученных в прошлом году от экспорта сырья.
Дефицит долларов уже виден на денежном рынке, где занять валюту становится все дороже: базисные спреды с середины июня по середину июля выросли с 120 б.п. до 150 б.п. (по 1-летним IRS-CCS), констатирует Райффайзенбанк: “Масштаб дефицита валютной ликвидности с начала июля уже близок к тому, который обычно наблюдается лишь в конце года, когда приходится очередной пик выплат по дивидендам, внешнему долгу, а иностранные банки сокращают позицию в российских банках”.
Ситуация может усугубиться в сентябре и декабре, когда рынку предстоит пережить пиковые погашения внешнего долга, заключают аналитики банка, пишет Финанс.
Leave a Reply