У него было семь классов образования и американская уверенность, что бизнес сделать может каждый. Свой он построил на пончиках с кофе. Когда империя Dunkin’ Donuts начала приносить миллиарды, ее основатель Уильям Розенберг уехал в деревню, стал крупнейшим в США заводчиком лошадей, а перед самой смертью в 85 лет успел написать бестселлер.
Уильям Розенберг родился 10 июня 1916 года в семье еврейских эмигрантов из Восточной Европы. Его отец владел небольшой бакалейной лавкой, а мать была домохозяйкой и воспитывала четверых детей. Розенберги жили в рабочем квартале Бостона и были чуть ли не единственной еврейской семьей во всей округе. Их соседи, простые трудяги, презирали евреев, и тихому скромному Билли часто доставалось от местных мальчишек. Бизнес же отца и в лучшие годы с трудом держался на плаву, а во время Великой депрессии так и вовсе перестал приносить доход. Именно тогда, не окончив даже восьмой класс, 14-летний Билли бросил школу, чтобы помочь семье.
Мальчик работал чистильщиком обуви, убирал снег и выполнял мелкие поручения. Уже тогда он вывел для себя главное правило: «Клиент – это твой босс». «Я приносил домой от 20 до 40 долларов в неделю. Чем быстрее и лучше я выполнял работу, тем больше мне платили чаевых. Тогда я понял, что нет ничего проще, чем зарабатывать деньги – нужно лишь понимать, чего от тебя хотят», – рассказывал Розенберг. Спустя пару лет юноша устроился посыльным в Western Union и стал работать доставщиком молока в компании HP Hood. Свободного времени у него практически не оставалось, но Билли находил способы заработать, делая деньги буквально из воздуха. Так, в один из жарких летних дней он привез на ипподром глыбу льда и продавал ледяную крошку по 10 центов за порцию. За лед, который достался ему даром, Розенберг выручил 170 долларов.
Трудоспособность парня не осталась незамеченной – вскоре пунктуального курьера пригласили работать в компанию, которая занималась продажей мороженого из фургонов. Но сидеть за рулем и развозить лакомство ему долго не пришлось – уже через несколько лет Билли перебрался в офис и стал менеджером по продажам. «Тяжелая работа всегда окупается, – говорил Розенберг. – Я думаю, что предприниматель не создает бизнес, а строит организацию. Она, в свою очередь, строит бизнес. В итоге получается, что владелец – лидер, но успех зависит от рядовых сотрудников».
Идея собственного дела пришла к Уильяму во время Второй мировой войны, когда он работал электриком в кораблестроительной компании Bethlehem Shipbuilding. Каждый день Розенберг наблюдал за тем, как рабочие в обеденный перерыв покупают еду в фургончиках, и думал о том, можно ли сделать этот бизнес более прибыльным. В итоге в 1946 году, заручившись финансовой поддержкой родственников, он открыл компанию Industrial Luncheon Services. Сначала в распоряжении Билли был всего один фургон, но продажи шли так хорошо, что к 1948 году он владел уже двумя сотнями машин, в которых была оборудована даже небольшая кухня. «Глядя на торговцев, продававших еду из грязных грузовичков, я подумал, что если у них получается, то у меня точно получится не хуже. Стоит только вложиться в модернизацию и сделать фургоны более привлекательными для покупателей», – рассказывал Розенберг.
Бизнес развивался, Билли открыл даже несколько закусочных, но все равно чувствовал, что его золотая жила еще не найдена. Но однажды, просматривая отчеты продаж, бизнесмен обнаружил, что почти половину выручки обеспечивают кофе и пончики. Недолго думая, в мае 1948 года Билли открыл кофейню Open Kettle в Куинси, где за 15 центов можно было купить горячий кофе и пончик. «Многомиллионные компании вырастают из товаров, которые стоят меньше доллара», – считал предприниматель. Спустя два года, посоветовавшись с менеджерами, Розенберг решил дать своему заведению более звучное название. В 1950 году над дверью кофейни появилась новая вывеска – Dunkin’ Donuts. «Моя идея была проста: учтивый персонал, свежие пончики, вкусный кофе и уютная обстановка – и покупатель точно вернется к вам завтра», – рассказывал Розенберг.
За следующие пару лет предприниматель открыл еще несколько кофеен, сделав ставку не только на сервис и качество, но и на ассортимент. В то время как другие производители предлагали всего несколько видов пончиков, он стал продавать более 50 разновидностей. Через несколько лет кофейни Dunkin’ Donuts были уже так успешны, что Розенберг решил расширять бизнес, продавая франшизы. «Меня вдохновил пример Говарда Джонсона – этот парень начинал с $300, небольшой лавки и трех видов мороженого, – рассказывал Розенберг. – За 20 лет у него появилось четыре сотни ресторанов в 32 штатах, 90% которых работали по франшизе!» Розенберг считал эту финансовую модель такой перспективной, что через пять лет основал Международную ассоциацию франчайзинга, которая успешно работает и сегодня. «Франчайзинг поддерживает большую американскую мечту о том, что каждый может владеть собственным бизнесом и преуспевать в нем», – считал предприниматель.
В 1960-е годы Розенберг решил, что клиентов, которые утром ходят к нему за пончиками, нужно привлекать и в обеденное время. В тех же помещениях, где располагались Dunkin’ Donuts, он стал открывать закусочные Howdy Beefburger. Бургеры продавались неплохо, но до успеха пончиков им было далеко. В 1963 году, открыв сотую кофейню Dunkin’ Donuts, Уильям передал дела сыну Роберту, выпускнику Гарвардской школы бизнеса. Сам Билли, тем не менее, остался в совете директоров и был в курсе всех перемен в компании. Когда в 1971 году у него диагностировали рак легких и диабет, предприниматель решил переехать и начать новый бизнес. Уильям купил конную ферму «Уилроуз» в Нью-Гэмпшире, которая быстро стала одной из самых известных в стране. «Я ничего не знал о лошадях, но я знал, как нанять специалистов, сведущих в этом вопросе», – рассказывал Розенберг.
В 1980-м, когда у Уильяма обнаружили еще и лейкемию, он понял, что сил на ферму у него не хватит, и подарил ее Университету Нью-Гэмпшира. Но о том, что бизнесмен и филантроп страдает онкологией и диабетом, знали немногие. «Лидер должен вызывать доверие и ощущение стабильности. У него должны быть отличное воображение, энтузиазм, желание делиться с другими и, что особенно важно, интуиция, – объяснял Уильям. – Он не может просто так встать и сказать всем: “Извините, я сдулся”». Проходя лечение, Розенберг жертвовал миллионы долларов медицинским центрам, которые занимались исследованиями рака. «Не знаю, успею ли я стать свидетелем грандиозного открытия ученых, но надеюсь, что мои финансы помогут приблизить тот день, когда лекарство все же будет найдено», – говорил Розенберг.
В 2001-м предприниматель сделал последнее серьезное дело в своей жизни – написал автобиографию. В качестве названия он хотел использовать слоган из рекламы Dunkin’ Donuts «Это стоит поездки!», но издатель с ним не согласился. Уильяму предложили более простое и современное название «Время жарить пончики», и бизнесмен, пожав плечами, ответил: «Называйте как хотите, лишь бы это помогло продать больше книг». Сам Розенберг давно уже не ел пончиков из-за диабета, но это не мешало ему шутить, что, когда никто не видит, он прячется в комнате с коробкой и съедает сразу две дюжины. «Как можно выбирать из 52 разных видов? Пончики – как мои дети, я люблю их все!» – объяснял предприниматель.
Уильяма Розенберга не стало осенью 2002 года – после 30 лет борьбы он все-таки уступил болезни и скончался от рака мочевого пузыря в своем доме в Мэшпи на полуострове Кейп-Код. «Я окружен детьми, внуками и правнуками, и у меня прекрасная жена, которая крепко держит меня за руку и не дает задуматься о смерти ни на минуту. Разве это не счастье? – говорил Розенберг. – Если вы все еще считаете, что нет, прибавьте ко всему этому мои пончики, и тогда вы точно со мной согласитесь!»