Хотя у РФ низкий государственный долг и значительные резервы, а рост цен на нефть частично сгладил удар санкций, российская экономика остается «структурно слабой», зависит от экспорта и нефти газа (45% всей валютной выручки) и «существенно ограничена» в своем развитии из-за «доминирующей роли государства, неблагоприятного инвестиционного климата и неблагоприятной регуляторной среды», констатирует S&P в релизе.
По прогнозу агентства, в ближайшие 4 года зарубежный бизнес будет обходить российскую экономику стороной, сокращая вложения в ее реальный сектор: ежегодно РФ будет терять прямые иностранные инвестиции в объеме от 1% до 1,1% ВВП, или около 15 млрд долларов в денежном выражении.
Российский ВВП на душу населения в среднем вдвое ниже, чем у стран, имеющий аналогичный с РФ рейтинг. Но несмотря на объявленный план ускорения, темпы экономического роста останутся вдвое ниже среднемировых, считают в S&P: 1,6% в этом году, 1,7% — в следующем и 1,8% — в 2020-21 гг. Одновременно продолжит слабеть рубль: обменный курс доллара на конец года поднимется до 64 рублей, в следующем достигнет 66,8 рубля, а к 2020-му — 69 рублей.
Текущий режим санкций останется в силе как минимум на ближайшие 4 года, ограничивая возможности России привлекать за рубежом современные технологии, создавая неопределенность для потенциальных инвесторов и вынуждая гасить внешний долг.
Платежи на его обслуживание и погашение, по оценке S&P, ежегодно будут съедать около 60% всех валютных поступлений по счету текущих операций.
«Масштабы и сроки введения новых санкций, по всей видимости, будут зависеть не только от внешней политики России, но также от внутриполитической ситуации в США. Администрация США пока воздерживается от ужесточения санкций в отношении России, включая нефтегазовый сектор и суверенный долг. И, хотя это не предусмотрено нашим базовым сценарием, оба варианта возможны в рамках закона «О противодействии противникам США посредством санкций» и могут оказать негативное влияние на кредитное качество суверенного правительства», — предупреждает S&P.
Что касается объявленных реформ, то все прошлые попытки реформирования отличались «низкой результативностью», напоминает агентство: «Несмотря на то, что вопросы приватизации и демонополизации регулярно обсуждались в прошлом, фактически принимаемые меры носят противоположный характер, и ждать ослабления роли государства в экономике не приходится».
Именно неэффективное госуправление и сырьевая структура экономики — главные препятствия для повышения рейтинга, следует из оценки S&P: эти два фактора агентство оценивает на 2 балла из 6 возможных, тогда как бюджет оценен на 3 из 6, политика ЦБ на 4 балла, а устойчивость долга и объем резервов на максимальные 6.
Дальнейшее расширение госсектора может стать проблемой и для банковской системы, которая становится все больше и больше «сфокусированной на крупных государственных организациях, в том числе тех, отношении которых действуют санкции».
Это создает «риск, что в конечном итоге правительство будет вынуждено предоставить (дополнительную) финансовую поддержку ряду банков», предупреждает S&P.
Leave a Reply