Израиль возвращает долги по рекордно низким процентам




Почти невероятно, но факт: Израиль одолжил четверть миллиарда евро на три года под 0,05% годовых у некоего азиатского государственного инвестиционного фонда. Речь идет об исторически низкой процентной ставке.

Кто именно предоставил Израилю кредит на таких чрезвычайно льготных условиях, не сообщается. Минфин называет кредитора «стратегическим инвестором». Да будет так! Сумма относительно невелика – около 1% долгов Израиля в иностранной валюте, но это – повод вспомнить о том, что ситуация в израильской экономике, по крайней мере в глазах иностранных инвесторов, продолжает улучшаться, а риски, соответственно, уменьшаться.

Такого же мнения придерживаются и международные рейтинговые агентства: только на прошлой неделе Moody’s сообщила о повышении прогнозируемого рейтинга Израиля, аргументируя свое решение уверенным ростом экономики страны и выверенной финансовой дисциплиной правительства. А S&P не меняет положительный прогноз рейтинга Израиля с августа 2017 года.

Чем объясняется щедрость анонимного инвестиционного фонда, доподлинно неяно. Зато известно другое: на протяжении последнего десятилетия стоимость мобилизации капитала израильским правительством неуклонно снижается. Одна из главных причин, конечно – очень низкие, близкие к нулю процентные ставки на кредиты после мирового финансово-экономического кризиса. Но не менее важно и другое: последовательное снижение уровня государственных долгов Израиля и столь же последовательное усиление шекеля.



Еще в 2009 году сумма долгов Израиля соответствовала 72% годового ВВП (что тоже вполне приемлемо), а к концу 2017-го показатель снизился до 61%. В то же время долги стран – членов G20, несмотря на все усилия, продолжали расти. За последнее десятилетие сократить госдолги удалось, кроме Израиля, только Швейцарии и Норвегии, а в большинстве других государств долги относительно ВВП, напротив, выросли на десятки процентов.

В прошлом месяце Шауль Меридор, глава бюджетного отдела минфина, назвал снижение долгов «драматическим». Из данных, представленных им, следует, что выплаты по процентам на государственные долги Израиля снизились с 16% в 2006 году до всего 10,6% в 2017-м. Более того, из расчетов бюджетного отдела следует, что если бы доля процентных выплат оставалась такой, как в 2002 году, расходы Израиля по этой статье были бы больше фактических почти на 50 млрд. шекелей.

Однако получили ли рядовые израильтяне непосредственную выгоду от столь значительного сокращения государственных долгов? Нет. Большая часть сэкономленных средств была направлена не на увеличение социальных расходов, а на дальнейшее уменьшение долговых обязательств.

Меридор продемонстрировал на конференции данные, согласно которым в последние годы расходы правительства на выплаты процентов по долгам снизились на треть, относительно ВВП: с 4,3% в 2008 году до 2,9% в 2017-м. В течение же трех последних лет, в 2015-2017 годах, эти расходы немного снизились и в абсолютном исчислении – с 38,3 до 37,1 млрд. шекелей.

Почему же в бюджете на 2019 год на выплату процентов по долгам предусмотрена значительно большая сумма – 39 млрд. шекелей? В минфине заявляют, что праздник почти бесплатных кредитов и, соответственно, уменьшения выплат по процентам, подходит к концу: еще в прошлом году начался процесс повышения процентных ставок по всему миру. А поскольку максимум бюджетного дефицита на 2019 год остался прежним – 2,9%, минфину вряд ли удастся выделить дополнительные суммы на социальные нужды, если первоочередной задачей правительства по-прежнему является сокращение госдолга.

На протяжении последних лет правительству удавалось выдерживать заданный максимум бюджетного дефицита – 2,9% — за счет высоких налоговых поступлений. Но уже со следующего года эта задача станет намного сложней. Эксперты не исключают, что уже по итогам 2018 года максимум будет немного превышен, ввиду уменьшившихся в последние месяцы темпов роста налоговых поступлений.

Евгений Весник, НЭП.