Не утихает хор противников Дональда Трампа, купающихся в лучах своей ненависти. Ещё во время предвыборной кампании 2016 г. они дружно прогнозировали экономический крах страны, если Трамп станет президентом США… Прошло полтора года, как Трамп вступил в должность президента США. С чем же в действительности столкнулась Америка при Трампе? Нью-Йоркский фондовый рынок вырос в этом году на 32% (показатель Dow Jones), а с ноября 2016 г. по январь 2018 г. — на 38.8%. Вряд ли это похоже на крах фондового рынка. Во втором квартале этого года ВВП страны вырос на 4.1% — самый высокий квартальный показатель с 2014 г. Это оказалось возможным благодаря налоговой реформе Трампа, в результате которой потребители потратили больше денег, в том числе и на дорогостоящие товары, а мелкие, средние и крупные предприятия увеличили свои инвестиции. Даже для многих консервативных экономистов такой рост ВВП оказался неожиданным.
Например:
— Митт Ромни, который возглавил движение Never Trumpers, заявил в 2016 г., что экономическая политика Трампа приведёт к рецессии.
— Эрик Цитцевитц, бывший главный экономист Международного фонда, сказал в марте 2016 г.: «Если Трамп выиграет, то нас ожидает значительное уменьшение доходов широкого спектра акций и даже вероятный крах (финансового) рынка».
— В августе 2016 г. в Bloomberg Financial News появился материал под заголовком «Citigroup: Победа Трампа 8 ноября может вызвать глобальную рецессию».
— Бен Уайт, экономический комментатор Politico, сказал в октябре 2016 г.: «Уолл-стрит настроен на крупный крах, если Дональд Трамп победит. Новое исследование говорит о том, что финансовые рынки предпочитают президентство Хиллари Клинтон и могут отреагировать панической продажей акций, если Трамп выиграет 8 ноября».
— Стив Раттнер, главный экономический эксперт MSNBC, заявил в октябре 2016 г.: «Если выиграет Трамп, вы увидите крах рынка в исторических масштабах… Финансовые рынки опасаются Трампа».
— Лэрри Саммерс, главный экономист в командах президентов Билла Клинтона и Обамы: «Я ожидаю при Трампе затяжную рецессию. Ущерб от нас будет ощущаться далеко за пределами Соединённых Штатов».
— «Трамп, по всей вероятности, приведёт финансовый рынок к краху и погрузит мир в рецессию». Это заявил газете New York Times в начале ноября 2016 г. Саймон Джонсон, профессор экономики Массачусетского технологического института.
— «Президент Трамп уничтожит мировую экономику». Так называлась редакционная статья в Washington Post, октябрь 2016 г.
О наступлении глубокой рецессии при Трампе и крахе его экономической программы пророчествовали также лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман, профессор экономики и заодно экономический комментатор New York Times Остин Гулсби, миллиардер Марк Кюбан, часто выступающий в телепрограммах левых СМИ.
Во время избирательной кампании 2016 г. Трамп обещал «вернуться к 3% росту экономики». Вот, как ведущие СМИ реагировали на это обещание Трампа:
— CNN: «Трамп обещает 3%-й рост. Экономисты говорят — никогда».
— Los Angeles Times: «Если Трамп думает, что он сможет достигнуть роста экономики выше 3%, то он мечтатель».
— The Wall Street Journal: «Цель Трампа — 3%-й рост выглядит недостижимой»…
Прошло полтора года, как Трамп вступил в должность президента США. С чем же в действительности столкнулась Америка при Трампе?
Нью-Йоркский фондовый рынок вырос в этом году на 32% (показатель Dow Jones), а с ноября 2016 г. по январь 2018 г. — на 38.8%. Вряд ли это похоже на крах фондового рынка.
Во втором квартале этого года ВВП страны вырос на 4.1% — самый высокий квартальный показатель с 2014 г. Это оказалось возможным благодаря налоговой реформе Трампа, в результате которой потребители потратили больше денег, в том числе и на дорогостоящие товары, а мелкие, средние и крупные предприятия увеличили свои инвестиции. Даже для многих консервативных экономистов такой рост ВВП оказался неожиданным. Они считали ускорение роста ВВП во втором квартале этого года маловероятным.
В течение восьми лет президентства Обамы не только его экономические советники, но и многие эксперты по экономике из различных университетов страны утверждали, что о 4% росте американской экономики следует забыть. А ведь они были правы. Экономическая политика Обамы убила такую возможность.
При Обаме тоже были периоды 4%-го роста экономики. Но это было в первые годы его президентства. Обама вступил в должность, когда США переживали глубокую экономическую рецессию. При выходе из рецессии нередко случается высокий, но кратковременный рост экономики. В последние 4 года президентства Обамы рост американской экономики снизился и стабилизировался на уровне около 2%. Трамп быстро снял обамовские экономические путы, и американская экономика рванула вперёд.
Уровень безработицы в июле снизился до 3.9%. Было создано 157 тыс. новых рабочих мест. Число безработных сократилось на 284 тыс. человек. Число людей, занятых неполный рабочий день, но желающих работать больше, упало с января 2018 г. на 669 тыс. человек. Уровень безработицы среди испаноговорящих американцев снизился до 4.5%, а среди афроамериканцев — до 6.6% (данные Bureau of Labor Statistics).
При Обаме около 60% создаваемых новых рабочих мест было на неполный рабочий день. Поэтому без социальной помощи большинство американцев, работающих неполную рабочую неделю, прожить не могли. При Трампе число получателей талонов на питание снизилось с 2016 г., последнего года президентства Обамы, на 2 млн. человек. Произошло это в результате того, что новые рабочие места создавались в основном на полную рабочую неделю. Тем, кто находил такую работу, социальная помощь уже не требовалась.
Демократы утверждали, что налоговая реформа Трампа не приведёт к увеличению заработной платы. В действительности средняя почасовая зарплата выросла за последние 12 месяцев на 2.8% и составила по данным за июль $27.05 — это самый большой рост зарплаты с 2008 г. В результате рост потребительских расходов достиг 4%. Потребительские расходы составляют почти 70% экономической активности.
8 августа Well Fargo/Gallup опубликовали величину Small Business Index. Этот индекс показывает отношение владельцев малого и среднего бизнесов к текущей экономической ситуации в США. Чем выше величина этого показателя, тем лучше экономика страны. Величина индекса, опубликованная 8 августа, оказалась самой высокой с 2006 г. С января 2018 г. экспорт увеличился на 9.3%, а импорт лишь на 0.5%. Это самые лучшие показатели за последние пять лет. Таким образом, по всем показателям экономика США находится на подъёме, и ничего не указывает на угрозу рецессии. Противники Трампа вынуждены признать успех его экономической политики. Этот успех заставил их изменить направление своих нападок на президента. Теперь все левые дружно заявляют о том, что экономический успех Трампа временный.
Недавно CNN опубликовал подборку негативных комментариев на рост экономики во втором квартале. Так, например, Грегори Дако, главный экономист Oxford Economics утверждает, что снижение доходов федерального правительства из-за уменьшения налоговых поступлений в результате налоговой реформы, рост инфляции вместе с замедлением роста мировой экономики и ужесточения денежной кредитной политики Федерального резервного фонда должны привести к резкому ухудшению экономического состояния США уже в ближайшее время. По прогнозам экономистов из ряда американских банков и Федерального резервного фонда сегодняшний экономический рост является неустойчивым и будет замедляться в 2019 г. и 2020 г. Сомнения в устойчивости экономического роста высказали Кэтрин Рампелл из Washington Post и Бен Кэссельман из New York Times. Кэтрин Рампелл безапелляционно утверждает, что в скором будущем нас ожидает экономическая катастрофа. К.С. Мэтьюз, инвестиционный директор банка UMB, сказал, что мы «можем получить мягкую посадку. Рост будет медленным, но у нас не будет спада». Но разве предотвращение экономического спада после сильного экономического роста не показывает успех экономической политики Трампа?
Все критики Трампа считают, что одна из важных причин недолговечности экономического успеха — это тарифная политика президента. Европейский союз уже согласился с этой политикой. Для переговоров с Трампом к нам приезжал председатель Еврокомиссии ЕС Жан-Клод Юнкер. После встречи с ним Трамп сказал: «Мы договорились сегодня в первую очередь о том, чтобы работать вместе над нулевыми тарифами, нулевыми нетарифными барьерами и нулевыми субсидиями на все неавтомобильные товары». В частности, ЕС открывает свой рынок для американских соевых бобов. Договорённость с ЕС — большой успех тарифной политики Трампа. Возможное влияние тарифной войны на развитие американской экономики существенно снизилось.
При всей паталогической ненависти левых к Трампу, они не могут отрицать успехи его экономической политики. И, тем не менее, все они убеждают нас в том, что не ошиблись в своих отрицательных экономических прогнозах. Просто нужно дождаться времени, когда экономика начнёт ухудшаться. И вот тогда все они радостно заговорят о том, что предупреждали нас о наступлении худших времён. Эти левые предсказатели забыли о циклическом развитии свободного рынка. Экономический рост не может продолжаться десятилетиями. Мудрость руководителя страны заключается в том, чтобы очередной экономический спад был безболезненным и недолгим.
Наше суждение о результатах работы Трампа должно основываться на том, находится ли экономика США в худшем или лучшем состоянии, чем при Обаме, и как долго продолжается экономический рост США. Состояние американской экономики при Трампе неоспоримо лучше, чем при Обаме, и рост экономики продолжается. Опрос потенциальных избирателей, проведённый в начале августа Расмуссеном, показал, что уровень одобрения экономической политики Трампа достиг 50%. Похоже, что все попытки левых одурманить американцев, не приносят ожидаемых левыми результатов.
Leave a Reply