Американский рынок акций назло скептикам упорно растет уже десятый год и в среду поставил эпохальный рекорд: текущий бум стал самым продолжительным в истории.
Чем выше карабкается биржевой индекс, тем больше нервничают те, кто вложился в акции. Они знают, что на смену «быкам» всегда приходят «медведи», и масштабная распродажа — лишь вопрос времени. Станет ли новый рекорд поводом для нее?
Рекорд
С марта 2009 года, когда фондовый рынок начал оживать после мирового финансового кризиса, ключевой американский фондовый индекс S&P 500 прибавил 325%. Индекс, в который входят акции 500 крупнейших компаний, торгуемые на американских биржах, включая Apple, Amazon, Facebook, поднимался 3453 дня.
«Это самый продолжительный рост рынка в истории, хотя и не самый большой», — говорит Суприя Менон из инвесткомпании Pictet Asset Management.
Нынешний «бычий рынок» приносил держателям акций доход в 16,5% в год, тогда как в предыдущие периоды роста средняя доходность превышала 22%, подсчитал старший аналитик S&P Dow Jones Indices Ховард Сильверблатт.
Побитый в среду рекорд принадлежал технологическому буму последнего десятилетия 20-го века, который продолжался те же 113 месяцев. Сопоставимое ралли случалось лишь после Второй мировой войны — почти 90 месяцев с 1949 по 1956 годы.
Акции в Нью-Йорке растут бодрее, чем во всем мире. Их поддерживает сильная американская экономика, и пока ни одна из потенциальных угроз этому росту не смогла нивелировать его причины.
Почему растет?
Во-первых, расти после краха легче. Низкий старт после финансового кризиса 2008-2009 годов удлинил путь к вершине.
Во-вторых, для борьбы с кризисом центробанки накачали мир дешевыми деньгами. Часть этих средств пришла на рынок акций — рисковый, но доходный. Часть — оживила и разогнала потребление: компании и банки вновь стали развиваться и платить дивиденды, что подняло цену их акций.
В-третьих, на сцене укрепились гиганты вроде Apple, Google и Facebook, которые вырастили новые отрасли экономики, заняли в них доминирующее положение и затеяли неутомимую экспансию за границу. Технологический сектор обеспечил 22% прироста индекса S&P 500 за годы текущего ралли — больше, чем какой-либо другой.
Есть и другие причины. После победы на выборах президента США Дональд Трамп выполнил обещание снизить налог на прибыль до 21% с 35%. Компании стали богаче и привлекательнее для инвесторов, к тому же они использовали высвободившиеся средства на выкуп собственных акций на рынке. Возвращая таким образом деньги акционерам, они заодно поддерживают рыночную стоимость их собственности.
С подъемом цен на американские акции нарастал и скепсис по поводу устойчивости нынешнего бума. Несколько раз «медведи» выходили на арену, но ни разу коррекция цен не превысила 20%, что с технической точки зрения считалось бы сменой тренда и концом эпохи «быков».
В начале 2018 года масштабная распродажа акций было началась, но сошла на нет. В богатом на кризисы августе близость рекордного рубежа вновь обострила сомнительность инвесторов. Они вспомнили, что с начала года причин для беспокойства не убавилось.
Главная — постепенное сворачивание денежного стимулирования на Западе. Период дешевых денег уходит в прошлое, а значит, свободных средств для вложения в акции будет меньше, а ставки кредитов для компаний вырастут, замедляя рост бизнеса.
Еще один стимул — налоговый — будет вскоре отыгран. После прошлогоднего снижения нагрузки компании показали выдающийся рост прибыли, но повторить такое в ближайшие кварталы будет сложнее, и результаты могут разочаровать инвесторов с завышенными ожиданиями.
Вдобавок ко всему Дональд Трамп развязал торговые войны на нескольких фронтах, что чревато сокращением мировой торговли и падением прибыли компаний, акции которых торгуются на американских биржах, а также замедлением роста в Китае. В предыдущие периоды он не играл ключевого значения, но теперь Китай — вторая по размеру экономика мира после американской.
Протекционизм и усиление регулирование угрожает и лидерам американской экономики: европейские и азиатские правительства давно недовольны тем, что гиганты вроде Amazon зарабатывают на их рынках все больше, а налоги платят в других юрисдикциях.
Комбинация этих неблагоприятных факторов настораживает инвесторов. Многие с содроганием вспоминают предыдущий биржевой крах конца прошлого века — когда лопнул «пузырь доткомов», компаний зарождавшейся интернет-экономики.
Leave a Reply