Процесс прекращения Договора о дружбе с Россией начнется после консультаций президента Порошенко в Совбезе и парламенте
Президент Петр Порошенко планирует до 30 сентября поставить в известность Россию о непродлении действия Договора о дружбе и сотрудничестве.
Как сообщает пресс-служба президента Украины 3 сентября, Петр Порошенко намерен в ближайшее время созвать заседание Совета национальной безопасности и обороны, чтобы до 30 сентября сообщить России о непродлении Договора о дружбе и сотрудничестве.
Президент Украины Петр Порошенко отметил, что соглашение не разрывается, поскольку это сложная и долгая процедура, а прекращает свое действие в связи с непродлением.
Он подчеркнул, что это не требует голосования в парламенте – «сегодня это исключительно компетенция президента Украины».
«Но, безусловно, я бы хотел провести по этому поводу соответствующие консультации, чтобы учесть позицию и мнение парламента, и уровень подготовки соответствующего решения СНБО», – отметил Петр Порошенко.
Действующий Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией (так называемый «Большой договор») был подписан в Киеве 31 мая 1997 года президентами России Борисом Ельциным и Украины Леонидом Кучмой, ратифицирован в 1998 году в Верховной Раде и Госдуме России.
Информационное агентство Интерфакс-Украина напоминает, что Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией был подписан 31 мая 1997 года сроком на 10 лет (с последующей автоматической пролонгацией документа, если стороны не выскажутся против).
В статье 40 Договора, на сайт украинского парламента подчеркивается, что «настоящий Договор заключается сроком на десять лет. Его действие будет потом автоматически продлеваться на последующие десятилетние периоды, если ни одна из Высоких Договаривающихся Сторон не заявит другой Высокой Договаривающейся Стороне о своем желании прекратить его действие путем письменного уведомления не менее чем за шесть месяцев до окончания очередного десятилетнего периода».
В январе 2018 года первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин предложил денонсировать Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной в той части, где страны признают территориальные границы друг друга.
Порошенко и Курц – о Донбассе и санкциях против России
Федеральный канцлер Австрии Себастиан Курц в Киеве 4 сентября во время встречи с президентом Петром Порошенко отметил, что в Европейском Союзе «ожидают очень четкой реакции на российскую агрессию».
«Я должен отметить – нас очень беспокоит, что ситуация до сих пор остается сложной – такой же, как и раньше. Я сейчас говорю как председатель Совета Европейского Союза. Мы ожидаем очень четкой реакции на российскую агрессию, и в связи с этим в июне этого года мы продлили санкции против агрессора», – сказал федеральный канцлер Австрии Себастиан Курц.
Он добавил, что нужен также канал диалога для того, чтобы найти мирное решение, сообщает пресс-служба президента Украины.
«Хотел бы обратиться к России с призывом вернуться за стол переговоров. Это возвращение нужно и в нормандском формате. Это единственный формат, который у нас пока существует, и единственная возможность для того, чтобы вести переговоры и найти мирное решение», – подчеркнул Себастиан Курц.
Петр Порошенко поблагодарил Австрию за поддержку украинских инициатив и стремлений, «начиная от ситуации предоставление Украине макрофинансовой помощи и заканчивая поддержкой Украины в вопросе продления санкций против Российской Федерации в случае невыполнения ею Минских договоренностей».
Большой договор, как «симулятор» отношений
Политический эксперт «Украинского клуба» Виталий Литвиненко считает, с момента подписания Большого договора, российская сторона никогда не скрывала своего желания оспорить принадлежность Крыма, возродить Российскую империю.
«В Кремле еще двадцать лет назад воспринимали Большой договор как временную слабость со своей стороны. А украинская сторона, готовившая договор, в лице генерала СБУ Марчука и президента Кучмы, наша элита, принимала его как фетиш, как и Будапештский меморандум – как гарантии России территориальной целостности Украины. У нас питались этими ложными иллюзиями последние 27 лет, пока по факту он не перестал действовать в 2014 году, когда Россия захватила Крым, введя оккупационную администрацию. Она фактически денонсировала нормы договора о территориальной целостности государств», – говорит Виталий Литвиненко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Он считает, что Большой договор устарел и по смыслу и содержанию, и не отвечает своему предназначению.
«Есть ли у современных Великобритании и Франции, Польши и Германии между собой подобные договора? Нет. Есть экономические, политические, социальные, правовые договора. Но договор «о дружбе» – это «симулятор» отношений. Само название говорит о полном непонимании международной политики, и он не отвечает интересам ни Украины, ни России», – подчеркивает Виталий Литвиненко.
Политолог считает, что, тем не менее, в прекращении действия Большого договора есть позитивные моменты и для Киева, и для Москвы.
«Новые элиты со временем выстроят новые прагматичные отношения, более жесткие, ни о какой дружбе речи не будет – речь должна идти о компенсации, о границах, должны быть установлены «маяки». И рано или поздно Украина и Россия вернутся к этому. Но это будет нескоро», – отмечает Виталий Литвиненко.
На вопрос о том, готовы ли российские демократы поддержать новые отношения с Украиной, он отвечает, что «российская контрэлита ведет себя также, как Путин».
«Российские ура-патриоты кричат: Путин уйдет! Но российская контрэлита ведет себя точно также, как и Путин. Почитайте Собчак, Навального – Украину они видят частью империи, пускай, и либеральной, демократичной, но все равно – Российской империи. Ни о каком украинстве, украинском языке, тем более, о НАТО или Евросоюзе для Украины речи нет. Грубо говоря, уход Путина для Украины ничего не меняет», – отмечает Виталий Литвиненко.
Украина вернет Крым и Донбасс, по его словам, не когда страна станет сильнее, а когда страна основательно встанет на свой стратегический путь развития.
«Путь свободы – это однозначно, что мы разрываем все связи с Россией. Если в 2014 году мы выбрали этот путь, давайте идти по нему, а не говорить, что мы независимы, но при этом торгуем с Россией, у нас тут рубль ходит на оккупированных территориях и Сбербанк России работает, который под санкциями в Европе и Америке», – подчеркивает Виталий Литвиненко.
Большой договор через призму выборов и экономики
Политолог, эксперт Агентства политического консалтинга «Фабрика медиа» Алексей Курпас считает, что международные взаимоотношения между странами нельзя рассматривать с позиции противовесов: «дружба» с одной из сторон – не подразумевает «войну» с другой.
«Понимают ли это украинские политики, что, если мы дружим с Евросоюзом и не дружим с Россией, то категорически нельзя так противопоставлять эти отношения! Но, президент, во-первых, говорит о желании приостановить Большой договор – это более мягкий шаг. Для чего это делается? Это продолжение уже начатой президентской кампании, в которой Петр Порошенко начал ориентироваться на патриотические силы – в центре и на западе Украины он сможет с патриотической и антироссийской риторикой поднимать свой рейтинг. На юге и востоке – оперировать цифрами и достижениями», – говорит Алексей Курпас корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Юридически, по словам эксперта, Украина меньше всего должна сомневаться в том, что приостановка действия Большого договора может принести какие-либо потери на международном уровне.
«Есть замечательная фраза, которую приписывают канцлеру Германии Бисмарку о том, что «договор с Россией стоит меньше бумаги, на которой он написан». Для воинственной и агрессивной России, которая прирастает за счет внешних территорий своих соседей, договорные отношения ничего не стоят. Она может их легко нарушить. Поэтому, сложно говорить, что у нас могут быть большие проблемы, чем те, которые уже есть», – подчеркивает Алексей Курпас.
Эксперт отмечает, что, несмотря на политическую риторику официального Киева по вопросу международных отношений с Россией, российские инвестиции остаются одними из самых существенных в украинской экономике в 2018 году.
«В этом году, даже когда мы пытаемся максимально оттолкнуться от Москвы, процент российских инвестиций составляет порядка сорока процентов. На втором месте – Кипр, но учитывая структуру его налоговой политики, можно говорить, что в киприотских инвестициях значительная доля – российских и украинских средств», – подчеркивает Алексей Курпас.