(Блумберг) — Администрация Трампа помогает Владимиру Путину достичь цели, которая ускользала от него почти два десятилетия, — заставить российских миллиардеров начать репатриацию части своих активов.
Бизнесмены и руководители говорят, что стремление вывести активы за пределы досягаемости Минфина США началось в апреле, когда Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг, а также их компании потеряли миллиарды долларов, попав под санкции. Теперь этот тренд усиливается из-за угрозы еще более жестких мер в связи с предполагаемым вмешательством РФ в выборы и применением нервно-паралитического вещества в Великобритании.
«Стало токсично быть русским, особенно русским с большими деньгами, — сказал Олег Вьюгин, бывший высокопоставленный чиновник центробанка, а сейчас председатель наблюдательного совета ПАО «Московская биржа». — Чем богаче, тем токсичнее».
Большинство крупнейших российских негосударственных экспортеров обнулили свои счета в США и Европе: многие из них перевели средства в государственные банки или локальные подразделения европейских кредитных организаций, сказали несколько источников, знакомых с ситуацией. Банк России не публикует статистику о репатриации средств, поэтому трудно точно узнать, сколько денег компании возвращают в РФ.
Приток активов
Однако ПАО «Сбербанк», крупнейший банк РФ, недавно сообщил, что средства корпоративных клиентов во всех валютах выросли в январе-августе на 17 процентов до $98 миллиардов в эквиваленте. Данные платежного баланса РФ также показывают, что во втором квартале приток финансовых активов со стороны частного сектора был выше оттока всего третий раз с введения первых санкций в 2014 году.
В отсутствие всеобъемлющего плана помощи со стороны правительства РФ компаниям приходится самостоятельно готовиться к ужесточению санкций со стороны США. ОК «Русал» Дерипаски, крупнейший поставщик алюминия за пределами Китая, чуть не остановил производство после того, как международные банки заморозили счета компаний, которые контролирует миллиардер, вне зависимости от валют, в которых они были.
Альтернативные валюты
С тех пор экспортеры, долгое время работавшие в основном с долларами, которые доминируют в мировой торговле, предприняли шаги, чтобы сократить использование американской валюты. Они по-прежнему хранят значительные суммы долларов и евро в коммерческих целях, но начинают накапливать рубли для чрезвычайных ситуаций или будущих выплат своим владельцам.
ПАО «ГМК Норильский никель», акционерами которого являются Дерипаска, Владимир Потанин и Роман Абрамович, еще несколько лет назад держало почти все свои денежные вклады в иностранной валюте. Сейчас компания держит более половины в рублях, или около $1,5 миллиарда в долларовом эквиваленте, и планирует выплатить рекордные $1,8 миллиарда промежуточных дивидендов за первое полугодие.
Хотя признаков того, что российские компании готовы полностью отказаться от использования долларов, нет, крупные экспортеры все чаще просят кредиторов разрешить погашение долларовых кредитов в других валютах, если их постигнет та же участь, что и Русал. Они также проверяют, насколько иностранные контрагенты готовы к расчетам в альтернативных валютах.
Алмазная монополия, ПАО «Алроса», например, уже продает драгоценные камни некоторым азиатским клиентам за рубли и впервые приняла рупии от индийского клиента. Как минимум одна крупная металлургическая компания уже продает больше своей продукции за евро и экспериментирует с продажами в юанях.
Но репатриируются не только деньги. Перерегистрация компаний в России становится привлекательным бизнесом. Алексей Мордашов и Алишер Усманов — лишь два миллиардера, которые за последние несколько месяцев передали доли в крупных предприятиях зарегистрированным в России компаниям.
Leave a Reply