Тема запрета доллара в России набирает обороты и население потянуло свои вклады в валюте из банков. В Кремле правда уже обещают не запрещать доллары, но население думает наоборот — тем более, что много звоночков уже прозвенело. Кроме того, эксперты считают, что перевести международные платежи в рубли невозможно.
Российские власти уже несколько лет пытаются снизить зависимость экономики страны от доллара, но летом 2018 года обсуждение этой темы вышло на новый уровень.
Тема стала актуальной в связи с тем, что власти США намерены ввести дополнительные санкции в отношении России из-за отравления в Британии бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.
В новый пакет санкций могут войти ограничительные меры в отношении российского госдолга и российских госбанков. Если такие санкции введут, российские банки не смогут проводить долларовые транзакции, потому что все операции с долларом проходят через корсчета в американских финорганизациях.
Как начался ажиотаж
В июле глава ВТБ Андрей Костин заявил, что у него есть план дедолларизации, а в сентябре он допустил, что госбанки могут конвертировать валютные вклады населения в рублевые в случае ужесточения санкций.
Вкладчики отреагировали незамедлительно.
По оценке Райффайзенбанка, в августе потребители забрали с банковских депозитов 1,3 млрд долларов. Наибольший отток пришелся на Сбербанк. Еще 6 млрд долларов забрали юрлица. В сентябре некоторые банки начали повышать ставки по валютным вкладам.
Чиновникам и банкирам пришлось успокаивать население. «Никто не собирается исключать доллар, хождение доллара, никто не собирается принудительно менять долларовые сбережения на рублевые или на какие-то еще», — заявил 3 октября первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.
Следом выступил сам Костин. Он упрекнул журналистов в извращении его слов «ради броского заголовка» и заявил, что совсем отказаться от доллара невозможно. «Это утопически, а я же реалист, я же работаю в банковском секторе», — сказал он 5 октября.
7 октября министр Силуанов снова заявил, что никаких мер по запрету доллара в России не планируется. По его словам, не надо бежать в банки и скорее снимать валюту.
В тот же день эту мысль повторил и банкир Костин. «Так называемая программа дедолларизации не предусматривает никаких ограничительных, а тем более запретительных мер в отношении доллара ни для граждан, ни для корпораций», — сказал он в эфире программы «Толстой. Воскресенье».
Путин высказывался на тему отказа от доллара еще до ажиотажа — в конце июля. «Мы не собираемся делать никаких резких движений, не собираемся никак отказываться от доллара. Мы применяем его и будем применять настолько, насколько финансовые власти Соединенных Штатов не будут препятствовать использованию доллара в расчетах», — заявил президент на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в ЮАР.
Что власти понимают под дедолларизацией?
Костин рассказывал, что его план включает только меры по снижению доли доллара во внешнеторговых расчетах. ВТБ предлагает следующие изменения:
- перевести расчеты российских экспортеров с долларов на рубль или другие валюты
- сменить регистрацию российских компаний с офшоров на российскую юрисдикцию
- размещать еврооблигации российских эмитентов на российской площадке вместо Euroclear
- стимулировать зарубежный бизнес к размещению акций на Московской бирже
Костин говорил, что его план поддержал Путин. В начале октября ВТБ направил этот план в правительство. Силуанов заявлял, что для компаний, которые рассчитываются с иностранными контрагентами рублями, предусмотрены ускоренный возврат НДС и отмена обязательного возврата выручки в Россию к 2024 году.
Обязательная репатриация выручки экспортеров действует в России с 1990-х годов. Эту норму многие эксперты и чиновники считают устаревшей и просятотменить уже несколько лет. Минфин разработал законопроект об ослаблении валютного контроля еще в марте этого года.
На первом этапе планируется переходить на евро в расчетах с компаниями из ЕС за различные товары, в том числе за нефть и газ, заявил 8 октября замминистра финансов Владимир Колычев.
«Это и европейцам выгодно, потому что укрепляет позиции евро как резервной валюты, и, с другой стороны, обеспечивает безопасность таким поставкам в случае, если на другой стороне океана будут какие-то решения в части расчетов по доллару для наших банков и сырьевых компаний», — сказалКолычев.
Снижать долю валюты в экономике призывает также Банк России. Регулятор считает, что сильная зависимость от иностранных валют усиливает волатильность курса рубля. Для «девалютизации» ЦБ в августе 2018 года увеличил норму резервирования по валютным вкладам. Доля валютных депозитов снизилась с почти 30% в 2016 году до 20,5% в начале 2018 года.
Также регулятор увеличивает долю золота в резервах и снижает инвестиции в гособлигации США. В золотовалютных резервах России на доллар приходилось 43,7% по состоянию на конец марта 2018 года. Годом ранее этот показатель составлял 45,3%.
Отказ от доллара — это реально?
По данным международной платежной системы SWIFT, на доллар приходится 41,27% в международных расчетах. Рубль занимает 18 место с показателем в 0,27%.
Экономист Константин Сонин отмечает, что доллар пользуется доверием во всем мире благодаря большому размеру американской экономики и стабильности политической системы в США. Он считает, что отказ от доллара приведет к росту издержек, потому что контрагенты россиян будут брать дополнительную плату за то, что им придется переводить полученные рубли в доллары.
Доллар является мировой резервной валютой уже более 60 лет и будет ею оставаться в ближайшие десятилетия, писали в сентябрьском обзоре аналитики Moody’s. Чтобы другие валюты составили конкуренцию доллару, их доля в резервах различных стран должна вырасти. Пока же большинство резервов — 62,7% — приходится на доллар (данные МВФ).
По мнению главы Альфа-банка Петра Авена, отказ от доллара равносилен возврату к первобытному экономическому строю. «Можно менять топор на шкуру. Вот к этому придем», — заявил банкир на открытой лекции в МГИМО. Он считает, что альтернативы доллару в мировой торговле нет, и отказываться от американской валюты было бы «нехорошо и неэффективно».
При этом Авен признал, что на такой шаг придется пойти, если российские банки будут отрезаны от долларовой ликвидности в результате ужесточения санкций.