Израильтяне сыты по горло ортодоксальным иудаизмом, но не спешат в объятия реформистов и консерваторов.
Согласно новому исследованию, 13 процентов евреев в Израиле отождествляют себя с консервативным или реформистским течениями иудаизма, но лишь менее 1 процента платит членские взносы в соответствующие общины. Тем не менее, эти течения численно выросли, из чего следует, что ортодоксальный иудаизм больше не считается единственный «подлинной» формой иудейской веры.
По этому исследованию, опубликованному 14 октября, только около 12 тысяч взрослых евреев – а это даже не десятая доля процента населения Израиля – платят членские взносы в консервативных и реформистских синагогах. Из них 7500 принадлежат к консервативному течению и 4500 — реформистскому.
С другой стороны, исследование, опубликованное Институтом еврейской народной политики, показало, что около 800 тысяч евреев (13 процентов взрослого еврейского населения Израиля) отождествляют себя с консервативным или реформистским течениями, что соответствует 5 и 8 процентам.
Статистика относительно числа израильтян, официально принадлежащих к реформистским и консервативным синагогам, публикуется впервые. Однако согласно исследованиям последних лет, где делались попытки оценить процент израильтян, отождествляющих себя с этими течениями, результаты варьируют от 7 до 13 процентов.
Разброс между этими цифрами составители отчета объясняют тем, что в Израиле, в отличие от еврейских общин за рубежом, не принято платить членские взносы в синагоге. «Синагоги и членство в религиозной организации играют в Израиле ничтожную роль, поскольку израильтяне редко принадлежат к определенным синагогам или движениям: большая часть того, что еврейская община предоставляет прихожанам за рубежом, в Израиле обеспечивается государством, школами или общественными организациями», — пишет Дан Феферман, сотрудник Института еврейской народной политики и автор отчета «Восходящие потоки: реформистский и консервативный иудаизм в Израиле».
В отличие от ортодоксальных синагог, в Израиле консервативные и реформистские синагоги не имеют права на государственное финансирование. Поэтому, чтобы содержать себя в такой безвыходной ситуации, они вынуждены собирать членские взносы.
Феферман отмечает, что рост числа израильтян, причисляющих себя к реформистскому и консервативному течениям, можно объяснить тем, что в последние десятилетия многие из них в ходе заграничных поездок и общения с евреями диаспоры открыли для себя альтернативные направления иудаизма. Еще одно объяснение – растущее день ото дня презрение, которое испытывают израильтяне по отношению к находящемуся в руках ультраортодоксов главному раввинату и его всевластию. Ведь главный раввинат контролирует большинство вопросов, касающихся статуса граждан Израиля.
В докладе отмечается, что исторически сложилось так, что большинство израильтян может сказать: «Синагога, в которую я не хожу – ортодоксальная». Иными словами, они считают ортодоксальный иудаизм единственной подлинной формой этой религии, даже если не следуют ее заветам.
«Но сегодня значительно выросло число светских и следующих традициям израильтян, которые скажут, что они не ходят в синагоги реформистов и консерваторов, — пишет Феферман. — Это означает, что реформистская и консервативная версии иудаизма признаны не просто столь же подлинными, но и предпочтительными в глазах израильтян – по большей части светских или соблюдающих традиции, к которым они как правило прибегают в связи с событиями жизненного цикла и праздников».
Хотя эти перемены не привели к тому, что сотни тысяч израильтян понесли в реформистские и консервативные общины свои членские взносы, по мнению Фефермана это «может означать, что в ближайшем будущем от 20 до 30 процентов светских и соблюдающих традиции израильтян также будут воспринимать реформистское и консервативное течения, как аутентичные и предпочтительные формы еврейской религиозной практики».
В отчете сообщается, что на сегодня в Израиле действует 125 реформистских и консервативных общин, из которых 56 имеют свои синагоги. Около 280 раввинов связаны с неортодоксальными течениями, 85 из них служат в рамках общин. Эти движения ежегодно производят в раввины от восьми до десяти человек. Оба течения имеют небольшие, но активные молодежные движения, объединяющие в своих рядах около 1800 человек. Эти цифры, сообщается в отчете, свидетельствуют о существенном росте, происшедшем «всего за два и даже одно десятилетие».
Наиболее существенное влияние на жизнь израильтян реформистское и консервативное движения оказали в сфере событий жизненного цикла, отмечается в отчете. Ежегодно раввины, связанные с этими движениями, проводят около 1000 свадеб, более 3000 церемоний бар- и батмицвы, 400 церемоний гиюра и порядка 1000 других церемоний, в первую очередь, похорон и обрезаний.
Джуди Мальц, «ХаАрец», М.Р. «Детали»
Leave a Reply