Кто такие ангелы?
Ангелы — это духовные, бестелесные сущности, сотворённые для того, чтобы быть посланцами Творца, исполняя всё, что Он пожелает. Каждый из них предназначен для определённого дела, которое должно быть исполнено в соответствии с Высшей Волей.
В целом ангелы условно подразделяются на две основные группы — ангелы добра и ангелы зла.
Ангелы добра – это те ангелы, которые помогают человеку и оберегают его от всевозможных опасностей и вреда (см. статью “Есть ли у человека персональные ангелы-спасители?”). Ангелы зла – те, что наносят людям всевозможный вред и чинят препятствия. Они необходимы, чтобы, в первую очередь, у человека была свобода выбора и чтобы испытать его или предотвратить грехопадение, или чтобы у согрешившего было искупление и он научился правильному пути. В эту категорию входят ангелы разрушения (малахей хабала) и вредители (мазиким).
Как мы видим, конечное предназначение этих двух категорий ангелов – чтобы привести человечество к совершенствованию, исправлению и тем самым помочь удостоиться блага от Творца.
Злые ангелы называются “злыми” только условно, ибо человек – в силу своей ограниченности – все то, что ему страшно, больно, тяжело, нарушает его планы, как правило, воспринимает как зло, и наоборот – что радует, вдохновляет, создает моральный и физический комфорт, соответствует его желаниям, воспринимает как добро. Однако все происходит по воле Всевышнего и имеет целью только добро.
Что касается ангелов, важно знать: у них нет никакой собственной силы, как и свободы выбора, они только исполняют приказания Творца.
Наши мудрецы учат, что у каждого объекта или процесса в физическом мире есть ангелы-управляющие. Их обязанность – поддерживать существование объекта или процесса в физическом мире или его разрушать.
У ангелов есть многоуровневая, многоступенчатая иерархия и соответствующие каждому уровню законы.
Запрет молиться ангелам
Одним из 13 постулатов веры Рамбам определяет «Запрет молиться ангелам». Ведь, обращаясь с молитвой к ангелу, человек показывает тем самым, что у ангела есть самостоятельная сила; в его силе помочь ему и спасти его. И так сказано в Иерусалимском Талмуде (9:1): «Если пришло к человеку несчастье, пусть не взывает ни к Михаэлю, ни к Гавриэлю, но лишь к Всевышнему». А если взывает человек к ангелу, то нарушает этим запрет идолопоклонства, и началом и основой всего идолопоклонства было именно воззвание к ангелам.
Подробнее об ангелах
Вопрос
Здравствуйте, Вы не могли бы ответить на мой вопрос? Все Имена Вс-вышнего, благословен Он, это имена Его проявлений, любое — как четырехбуквенное и даже 72-буквенное — это все проявления. Сам же Творец не подвергается какому-либо определению. Так вот, это Имена Его проявлений, а кто такие ангелы? Ни больше, ни меньше проявления Творца, благословен Он! Так что ж получается, мы взываем к ангелам или, все-таки, через посредников?! Не думайте, что я идолопоклонников оправдываю, но мне в голову пришел этот вопрос и покоя не дает, в голове не ложится.
Ответ раввина
Вы верно пишете обо всём, что касается Имён Всевышнего.
Однако чтобы ответ на этот основополагающий вопрос был ясен, постараюсь немного расширить его. Прошу прощения, если скажу о вещах, хорошо Вам известных.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, воспользуемся следующим примером:
Некий царь постановил, чтобы все его подданные обращались с просьбами только к нему. Подданные знают, что их царь обладает многочисленными достоинствами. Об этом они знают потому, что видели проявление этих качеств в различных ситуациях. В одной ситуации они видели проявление мудрости царя. В другой — проявление его щедрости. В третьей — его храбрость и т.д. Зная обо всех этих качествах, подданные обращались к царю, употребляя различные определения. Так, к примеру, тот, кто хотел попросить совета у царя, обращался к нему как к мудрецу, а тот, кто хотел попросить о милости, обращался к нему как к великодушному.
Несомненно, несмотря на то, что каждый из подданных, обращаясь к царю, употреблял эпитеты, необходимые именно в его ситуации, никто из них не нарушил постановления царя обращаться лишь к нему одному: ведь он обладает всеми свойствами, которые его подданные упоминают, обращаясь к нему.
Однако обращение к министрам этого царя уже будет нарушением постановления, несмотря на то, что царь сам назначил этих министров, и они полностью подчинены ему, во всём выполняют только его волю: ведь они — отдельная от царя «субстанция».
Это же можно сказать и в отношении Всевышнего, Царя вселенной. Обращаясь к Нему с различными просьбами, мы действительно называем Его разными Именами. Эти Имена обозначают Его свойства, открывшиеся нам в различных ситуациях.
В недельном разделе Шмот рассказывается: Моше спрашивает Всевышнего (Шмот 3, 13): «Вот, я приду к сынам Израиля и скажу им: “Б-г отцов ваших послал меня к вам”. А скажут мне они: “Как Ему имя?” Что сказать мне им?». Говорит об этом мидраш (Шмот Рабба 3, 6), что так ответил Б-г Моше: «Моё Имя ты хочешь узнать? По деяниям Моим называюсь Я. Иногда называюсь Б-гом Всемогущим (Кель Шакай), [иногда] Господом Воинств (а-Шем Цваот), [иногда] Б-гом (Элоким), [иногда] Йуд-Кей-Вав-Кей(а-Шем, четырёхбуквенное непроизносимое Имя Всевышнего). Когда сужу Свои творения, Я называюсь Б-г, когда иду войной против преступающих, называюсь Господом Воинств, а когда взыскиваю за грехи человека, называюсь Б-гом Всемогущим. А когда милую Мой мир, Я называюсь а-Шем…». (В отличие от царя из плоти и крови, которого можно называть только его именем, к Всевышнему мы обращаемся, только называя Его свойства, которые Он открыл в мире. Ведь всё наше «знакомство» с Всевышним — только в соответствии с тем, как Он открывает Себя в мире. Но сущность Его мы неспособны понять вообще, как сказано в книге Зоар (Тикунэй Зоар, Предисловие 17а): «Не постигается Он мыслью вообще»).
Каждое из Имён, которые мы произносим в молитве, подходит к тому виду просьбы, с которой мы обращаемся. И, хотя мы упоминаем разные Имена, обращаемся мы только к Нему Одному.
Если же кто-то обратит свою просьбу к ангелам Всевышнего, то преступит тем самым запрет молиться кому-либо, кроме Всевышнего, поскольку они лишь творения Б-га, но не сам Б-г. И это несмотря на то, что они выполняют только Его волю и подчинены Ему абсолютно. (Как сказано в Иерусалимском Талмуде 9, 1: «Если пришло к человеку несчастье, пусть не взывает ни к Михаэлю, ни к Гавриэлю, но лишь к Всевышнему»). Это было бы подобно просьбе, обращённой к царским вельможам.
Рав Реувен Куклин
Leave a Reply