Священников Украинской греко-католической церкви преследовали, шантажировали, даже расстреливали детей священнослужителей
Укринформ приводит статью интернет-ресурса 5.ua «Как Сталин превратил РПЦ в агентуру НКВД и почему так яростно пытался уничтожить УГКЦ», которая является анонсом выпуска телепрограммы «Как Украинская Церковь боролась за автокефалию в начале ХХ века» из цикла передач 5 канала «Машина времени».
Год 1925-й. При загадочных обстоятельствах умирает Патриарх Московский Тихон. Нового Патриарха не избирают. РПЦ превращается в отрезанную от мира митрополию. Через четыре года, в 1929-м, СССР объявил войну любым формам религий. Массово уничтожаются церкви. В частности, в 1931 году в Москве взрывом разрушена одна из крупнейших церквей – Храм Христа Спасителя.
Наконец, во время большого террора 1937-го советская власть полностью обезглавливает Русскую православную церковь. Несмотря на это, большинство граждан СССР продолжают считать себя религиозными.
В 1943 году Сталин решил восстановить РПЦ. Решил, что это будет полезно во время войны. Поздно ночью 4 сентября в Кремль привезли остатки церковной верхушки – местоблюстителя патриаршего престола Сергия, митрополита Ленинградского Алексия и митрополита Киевского Николая. Иосиф Джугашвили с легкостью согласился со всеми просьбами духовенства, ведь отныне РПЦ становилась частью государственного механизма.
На ночной встрече с Джугашвили епископы робко заговорили о созыве собора для выборов нового патриарха. Сталин согласился и спросил, сколько им нужно на это времени. Месяц – ответили священники. Это долго, отрубил Сталин. Надо организовать все большевистскими темпами, за несколько дней. Собор состоялся уже через три дня. Патриархом Московским был избран Сергий. Он сразу начинает петь осанну советской власти и Сталину. В 1944 году Красная Армия занимает территории Западной Украины. Одна из совместных задач РПЦ и Кремля – уничтожить там Украинскую греко-католическую церковь.
Борьба с УГКЦ началась еще во время первого прихода советской власти в 1939-м.
Перед началом Второй мировой НКВД пробует склонить к сотрудничеству отдельных представителей греко-католического клира. Пытаясь завербовать влиятельных священников, органы госбезопасности среди прочего прибегали к шантажу их семей. Так, в 1940 году был арестован сын авторитетного священника, известный богослов, популярный проповедник и настоятель Преображенской церкви во Львове Гавриил Костельник и сын отца Николая Грицеляка. Обоих семнадцатилетних юношей расстреляли в июне 1941-го.
Олег Турий, вице-ректор Украинского католического университета:
«Это наступление был очень брутальным, очень циничным и таким очень агрессивным. Сразу конфисковали владения, закрыли монастыри, бросили в тюрьмы несколько священников. Готовилось, как мы знаем, заключение иерархии, только не хватило времени. И тогда власть действовала очень решительно, категорически в категориях атеистической пропаганды и т.д.»
Олег Турий. Фото Роман Сущенко, Укринформ
Впрочем, атеистическая идеология не отвергала сотрудничества сталинского режима с Русской православной церковью, большинство иерархов которой были агентами НКВД. В октябре 1940 года в Кременце, вблизи Почаевской Лавры, был провозглашен православный епископат. Во Львове власть тоже назначила православного епископа, который, однако, не смог приступить к своим обязанностям из-за нападения Германии на Советский Союз.
Год 1944-й. Советские войска возвращаются в западноукраинские земли. Первого ноября того же года умирает Андрей Шептицкий. Митрополичий престол занимает владыка Иосиф Слипый. 17 декабря 1944 года он отправляет в Москву и Киев делегацию во главе с архимандритом Климентием Шептицким, которая должна обеспечить УГКЦ возможность легального существования.
Фото: wikipedia
Однако в марте 45-го Сталин утвердил секретную инструкцию, первый раздел которой назывался «Мероприятия по отрыву греко-католической церкви в СССР от Ватикана и последующему присоединению к русской православной церкви». В инструкции предлагалось организовать православную епархию в городе Львове, предоставив ее главе титул епископа Львовского и Тернопольского.
Для реализации плана уничтожения УГКЦ требовались союзники внутри самой Церкви. Надо было найти авторитетных священников и епископов, которые бы заявили о добровольном возвращении в лоно церкви-матери, какой считала себя РПЦ.
Олег Турий:
«Видите, сегодня мы уже больше знаем об этих событиях, знаем о процессе подготовки к ликвидации этой церкви, именно путем сбора подписей, о готовности перейти, о созыве Собора трех галицких епархий для принятия коллегиального решения. Нашлись священники, которые готовы были бы сотрудничать с властями в этом. Возглавил эту группу отец Гавриил Костельник. Довольно популярный и известный в среде ГКЦ священник. Двух других священников привлекли из двух других епархий».
В апреле 45-го под гильотину НКВД попала почти вся высшая иерархия УГКЦ. После заключения митрополита Иосифа Слипого, всех епископов и части духовенства, московские спецслужбы взялись за прямую ликвидации опальной церкви. Для этого была создана инициативная группа из числа завербованных священников, которая должна была привлекать особо упрямых к сотрудничеству с новым режимом. Несмотря на официальные протесты греко-католиков, власти решили провести «воссоединение» УГКЦ с Русской православной церковью в годовщину трехсотпятидесятилетия Брестской унии. Для этого был выбран день, когда православные батюшки читают анафему всем раскольникам. В марте 46-го бывшие священники-униаты должны были проклясть гетмана Ивана Мазепу.
По состоянию на март 1946-го греко-католическая церковь имела 4488 церквей и часовен, 203 монастыря, богословскую академию, 5 духовных семинарий, около 3000 священников, 1610 монахов и монахинь, 540 богословов, 35 издательств. Все это решением псевдособора подлежало ликвидации. Единственной проблемой в подготовке великодержавного фарса стала нехватка епископов. Однако НКВД за месяц до Собора «решил» и эту проблему. Представители «инициативной группы» совершили чин присоединения к православной церкви, а два неженатых священника, отцы Михаил Мельник и Антоний Пельвецкий, стали епископами РПЦ.
Накануне Собора львовская газета «Свободная Украина» опубликовала обвинения прокуратуры заключенным греко-католическим епископам. Это стало предупреждением для духовенства, которое пока что оставалось на свободе. Собор длился с 8 по 10 марта 1946 года под пристальным надзором НКВД, который организовал «чрезвычайные меры безопасности». Часть духовенства «соколы Сталина» транспортировали во Львов, даже не сообщая, куда их везут.
Олег Турий:
«А что касается самого Собора, то людей просто привозили – иногда даже они не знали, куда они едут. Их хватали, не разрешали брать вещи, сажали в грузовик или на поезд, привозили во Львов, сопровождали до отеля и только там и тогда они узнавали, что они должны принимать участие в Соборе. И в конце концов им ничего другого не остается как поднимать руку, когда это надо будет делать. Специально пригласили телевизионщиков, документалистов, которые снимали сразу же документальный фильм, – и сам этот эффект присутствия и фиксирование всего на пленку, он тоже, я думаю, был дополнительным фактором устрашения. Если посмотреть этот фильм, он есть в копии, если посмотреть на лица этих людей, они испуганные, они поднимают руку и смотрят по сторонам, то есть впечатление очень удручающее от всего этого».
На Львовский собор согнали 214 священников, деканов, представителей клира трех греко-католических епархий и 19 мирян, которые почти единогласно проголосовали за все его постановления. 22% греко-католического духовенства, по данным того же собора, так и не согласились перейти в православную церковь. На самом деле их было значительно больше. Впоследствии часть из них влилась в структуры подпольной Греко-Католической Церкви.
Незнание истории не освобождает от ответственности.
Полную версию программы 5 канала «Машина времени» смотрите здесь.
5.ua