Покрыть оттоки помогло погашение валютных кредитов — в банки вернулось 5,5 млрд долларов, в том числе 4 млрд по корпоративным займам.
Еще 2,4 млрд долларов удалось выручить за счет продажи валютных ценных бумаг — эти деньги ушли в наличные и осели на корсчетах в зарубежных организациях (2,1 млрд долларов).
К началу октября банковская система находилась в состояния дефицита валютной ликвидности — свободных средств (в виде наличных и активов, которые могут быть быстро конвертированы в наличные) было на 3,5 млрд долларов меньше, чем требовалось для покрытия всех обязательств — в том числе перед валютными вклачиками и клиентами, имеющие расчетные счета.
За месяц этот дисбаланс удалось исправить — продажа облигаций и высвобождение валюты из кредитов принесли 5 млрд долларов.
Тем не менее сформированный запас свободной валюты — 1,5 млрд долларов — слишком мал, чтобы пройти грядущий пик погашений внешнего долга, предупреждает аналитик Райффазенбанка Денис Порывай.
В декабре, согласно графику ЦБ, корпорациям предстоит вернуть 8 млрд долларов. Ситуацию усугубляют упавшие на 26% цены на нефть, от которых зависит две трети экспортного притока валюты в РФ.
Результатом может стать ослабление рубля и увеличения стоимости валютной ликвидности, говорит Порывай.
Покрывать нехватку валюты банки, по всей видимости, будут за счет бюджета: 8 декабря Федеральное казначейство начнет в ежедневном формате проводить своп-операции на МосБирже.